Автопром РФ в первом квартале не смог преодолеть спад

1-3Автомобильная промышленность России продолжает сокращать объемы производства, соответственно, снижаются и показатели автопродаж. Негативные тенденции сектора вызваны, прежде всего, неудовлетворительной ситуацией в экономике страны в целом, обусловленной низкими ценами на нефть на мировых рынках, санкциями Запада в связи с аннексией Крыма и агрессией России на Донбассе, отсутствием структурных преобразований на фоне роста военных расходов.

В результате значительной девальвации нацвалюты существенно упал уровень жизни россиян и их платежеспособность. Всё меньше граждан могут позволить себе приобретение авто, покупка которого означает не только единоразовый большой платеж, но и последующие систематические расходы, связанные с обслуживанием транспортного средства.

По итогам первого квартала текущего года ВВП России сократился на 2,2%. За март данный показатель упал на 3,4% против соответствующего периода прошлого года, сообщило Минэкономразвития РФ. Премьер Дмитрий Медведев, выступая в Госдуме, проинформировал о падении объемов выпуска промышленной продукции за январь-март на 0,4%.

Аналитики Мирового банка ожидают снижения российской экономики в этом году на 3,8% в случае средних нефтяных цен 53 доллара за баррель. Уровень бедности возрастет до 14,2%, что эквивалентно 20,3 млн чел, несостоятельным станет каждый седьмой житель страны.

Общий экономический спад отразился и на автопроме. По данным Росстата, в марте в РФ сошло с конвейера 139 тыс ед легковых авто – снижение на 18,8% против марта 2014 г, но одновременно увеличение производства в сопоставлении с февралем этого года на 6,1%. Выпуск грузовых автомобилей в марте сократился в годовом выражении на 12,1%, не превысив 12,1 тыс ед. В то же время по сравнению с предыдущим месяцем зафиксирован рост на 46,8%. Автобусов в первом весеннем месяце изготовлено 3,4 тыс ед – меньше на 7,6% против марта прошлого года, но увеличение выпуска в сопоставлении с февралем 2015 г на 42,2%.

Всего за первый квартал текущего года в РФ выпущено: 355 тыс легковых авто (сокращение производства на 19,7% в сопоставлении с соответствующим периодом прошлого года), 23 тыс грузовиков (-23,3%), 6,6 тыс автобусов (-16,5%).

На авторынке также зафиксирован спад. По информации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за март реализовано не более 139,85 тыс ед новых легковых авто и легкого коммерческого транспорта (LCV), что на 42,5% меньше против того же месяца 2014 г. При этом тенденция спада данного показателя наблюдалась на протяжении всего первого квартала и темпы его росли. Если за январь автопродажи снизились в годовом выражении на 24,4%, то за февраль уже на 37,9%. В целом за январь-март автопродажи не превысили 383,7 тыс ед.

Предельно низкие объемы продаж вынудили американских автопроизводителей Opel и Chevrolet (входят в группу General Motors, GM) объявить 18 марта с.г. об уходе с рынка РФ. Их совокупная доля в секторе достигала 8%. Автомобильный эксперт, профессор Университета Дуйсбург-Эссен Фердинанд Дуденхёффер сообщил в интервью Deutsche Welle об огромных потерях и других зарубежных автоконцернов в России: Ford, Volkswagen, Renault, Nissan.

Деловая газета РБК приводит комментарии ситуации на авторынке главы комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, объясняющего обвал резким сокращением спроса потребителей, которому предшествовали ажиотаж покупателей в конце прошлого года и подорожание авто в начале нынешнего. В перспективе положение нормализуется, полагает эксперт.

Директор дилерского центра «Mitsubishi РОЛЬФ Восток» Светлана Виноградова также связывает падение автопродаж в марте с увеличением стоимости транспортных средств, добавляя к этому фактору снижение квот на рынок РФ и дефицит отдельных марок авто, пользующихся повышенным спросом. Итоги апреля покажут, будет ли преодолена тенденция спада, поскольку началась реализация программ госстимулирования сектора, что должно поддержать модели массового сектора. Подорожание запчастей также увеличит число приобретений новых авто, считает она.

Аналитическое агентство Автостат сообщает данные об импортных поставках автомобилей в РФ по итогам первого квартала — падение на 45,4% против тех же месяцев прошлого года. За этот период из за рубежа в страну было ввезено 83,7 тыс легковых авто, в том числе примерно 2% бывших в употреблении. В то же время компания оценивает сжатие рынка продаж легковых авто как более значительное, чем снижение объемов их импорта, — на 51,3%, реализовано всего лишь 279,9 тыс ед.

До 30% импортных поставок было осуществлено компанией Toyota – 24 тыс ед (+1,6), за ней следует компания Hyundai, уменьшившая ввоз в Россию авто до 11,0 тыс ед (-31,1%). Третье место – у Mercedes – 9,6 тыс ед (-12,5%).

Эксперты связывают сокращение импорта с неблагоприятной конъюнктурой на рынке. Владимир Беспалов (компания ВТБ Капитал) отмечает, что все автозаводы в настоящее время стремятся избежать излишних запасов. Но даже при значительном количестве машин на складе производитель может не снижать цены, указывает коммерческий директор ГК Автомир Виталий Грошенков – у каждой компании своя ценовая политика.

Спад производства и продаж авто во многом связан с крайне проблемной ситуацией в сфере автокредитования: если еще в 2013 г до половины машин приобретались в кредит, сейчас – менее 20%. Причины – ужесточение условий выдачи кредитов и рост ставок по ним, а также значительное повышение тарифов на обязательное автострахование. В итоге стоимость автокредитов становится неподъемной для большинства россиян.

Эксперты предрекают наиболее сложное положение на авторынке в апреле и мае, прогнозируя его сокращение более чем на половину. Пока можно констатировать нереальность прогноза аналитиков, в соответствии с которым за текущий год предполагалось реализовать 2,1 млн ед авто.

Что же касается оптимистического сценария Минпромторговли РФ – 1,980 млн ед, то он во многом зависит от эффективности мер господдержки: программ льготного автокредитования и льготного автолизинга, программы утилизации авто. В то же время их реализация может лишь затормозить темпы падения отрасли, но не прекратить снижение полностью. Коренное улучшение положения в российском автопроме обеспечат стабилизация в валютном секторе и оптимизация обстановки в экономике в целом, связанные с прекращением действия западных санкций и реализацией реформ.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*