И так бывает! Как Star Media делает бизнес на монетизации контента и борьбе с пиратством

Сегодня модель бизнеса международной кинокомпании Star Media включает как производство сериалов и полнометражных фильмов, так и PayTV каналы и всевозможную монетизацию в сети. Если создание контента обсуждается и всегда на переднем плане, то монетизация, борьба с пиратством и запуск собственных PayTV каналов носят больше технический характер, открывая новые возможности для кинокомпании.

«Бродкаст» побывал в гостях у Star Media и разузнал подробности инноваций этой профессиональной «кухни». На все вопросы ответил генеральный продюсер PayTV каналов Star Media Алексей Шульдешов.

— Хотелось бы детальнее узнать о направлении PayTV (Digital) в Star Media.

В настоящий момент библиотека Star Media насчитывает более 6 тыс. часов контента с разным видом прав. Это наш капитал, и мы можем его монетизировать, получая прибыль. История возникновения YouTube каналов и PayTV каналов – как раз история монетизации собственного контента. Проанализировав наш контент, мы пришли к тому, что можем создавать каналы: Star Cinema, Star Family и Bolt.

Star Cinema – канал компании Star Media TV, держателя украинской лицензии (существует в рамках отечественного законодательства). Star Family – европейский канал с латвийской лицензией и нашим контентом, включен в список разрешенных. Канал Bolt – совместный c Film.ua, имеет украинскую лицензию. Его идея возникла с пониманием нашей возможности собрать пул чисто мужского контента.

— Когда они были запущены?

Мы получили лицензию в 2016 году, однако каналы начали коммерческое вещание в 2017-м. Поскольку они создавались исключительно по модели PayTV, открытый сигнал на спутнике использовался на определенный промопериод. Уже потом мы закодировались и стали переходить в коммерческую плоскость отношений с операторами.

— Кому продаются эти каналы?

Всем, кому интересно. Сегодня у Star Cinema, Star Family и Bolt есть официальный дистрибьютор «1+1 дистрибьюшн», и они осуществляют продажу каналов операторам в рамках своего пакета. 

— Озвучите, пожалуйста, статистику смотрения.

Нет смысла считать рейтинги, потому что каналы не транслируют рекламу.

Однако сервис Big Data UA публикует их раз в месяц, согласно чему каналы по разным показателям размещены в первой 20-ке. Но есть один очень хороший показатель, к которому мы долго шли, это время удержания / смотрения канала. Для наших каналов – от 25 до 40 минут. Это хороший показатель.

— Каким образом закодированы каналы?

Bolt закодирован Verimatrix, а Star Cinema и Star Family – системой Conax, в планах также переход на Verimatrix в трендах всеобщей кодировки как каналов медиагрупп, так и PayTV сегмента. Работаем в данном направлении.

— Любопытно, как же все начиналось?

Идея каналов зародилась еще до получения лицензии в 2016 году. На тот момент мы уже занимались монетизацией библиотеки на YouTube. Основной канал на этом ресурсе был открыт в 2011 году. С того момента YouTube менялся сам, часто устанавливая новые правила игры. Были ограничения касательно детского контента и нововведения в системе монетизации. Можно сказать, это была эволюция, и мы развивались вместе с платформой.

Опять же, тогда в 2011-м мало кто понимал, как можно монетизировать длинные форматы. YouTube был популярен для любителей именно коротких форм, а мы зашли с фильмами и сериалами. У аудитории же в то время не было даже понимания, что на YouTube можно смотреть фильмы. Мы, по сути, научились это монетизировать по основной рекламной модели YouTube.

В момент запуска PayTV каналов мы уже стали партнерами данного сервиса. Плюс, с рынка ушло много российских каналов с фильмовым контентом, это открыло для нас дополнительные возможности.

— Какой опыт в работе с YouTube был позаимствован и перенесен на PayTV направление?

Во-первых, на YouTube мы получили некую обратную связь: появились зрители, которые могли лайками и дислайками обозначать собственное отношение к продукту, оставлять комментарии. Свою аудиторию мы могли анализировать, используя стандартные инструменты сервиса. Тогда же поняли, что наши длинные формы могут быть еще длиннее. Речь о том, что зритель любит смотреть все серии подряд, так сказать, «залипает» к сюжету, непременно хочет увидеть развязку. Да, у YouTube есть плей-листы. Но мы увидели, что если все 4 серии, к примеру, дадим одним файлом – их хорошо смотрят. Это же используем и на каналах PayTV, сетка строится по тому же принципу «залипания» / максимального удержания зрителя у экрана.

— Расскажите о пути, который прошла компания, ведя войну с пиратством. С чего началась эта, судя по всему, нелегкая борьба?

С началом размещения контента на YouTube увидели, что нам откровенно мешает пиратство. В то время зрители ходили на привычные для них пиратские площадки, а не на легальные. Мы пытались научить пользователя искать длинный формат на YouTube. И поняли: зритель не идет еще потому, что у него есть выбор на таких вот незаконных платформах.

Тогда же заметили, что еще до премьер на ТВ у пиратов на площадках появляются анонсы нашего же контента, готовится страница для размещения еще не показанного по телевидению продукта.

Стали уведомлять их о том, что так поступать незаконно, предлагать выход из положения: размещенный ими на сайте нелегальный контент заменить нашим легальным плеером YouTube. Многие соглашались…

— На этом этапе вы пытаетесь с ними взаимодействовать.

Разумеется. Но в какой-то момент пришлось от этого отказаться, потому что начались настоящие проблемы – мы понесли репутационные потери. Наш контент лежал рядом с нелегальным, плеером, который не поменяли, или с экранками и прочим. Мы закрыли вопрос эмбэдирования раз и навсегда.

После этого стали запрещать. Подходы были разными – это и тонны писем, и воздействие через хостинг-провайдеров, где-то используя инструменты площадок, сами убирали свой контент. А кого-то из пиратов мы просто не отпускали, с постоянными напоминаниями, как это было с Moonwalk (сегодня площадка закрыта. – Ред.), и те были вынуждены в 2015-м полностью отказаться от размещения нашего контента.

Наша главная задача – сделать так, чтобы на первой странице (а также второй, третьей, четвертой, пятой) в поисковике выпадали легальные сервисы типа YouTube, Megogo, Oll.TV и другие.

— Получается, на отечественном рынке Star Media один из пионеров борьбы с пиратством. Большинство медиагрупп начинают делать это гораздо позже.

Немного истории. Наш отдел был открыт в 2013 году, так что да, Star Media достаточно давно занимается борьбой с пиратством. Самое первое письмо составлял и я в том числе. Тогда мы делали это вслед за эфиром. На ТВ выходил сериал, и сразу были видны пик посещений и пик смотрения, сработала «антипиратка» или нет. Ведь, чтобы получить прибыль там, в легальных сервисах, нужно рубить все вокруг!

Борьба с пиратством идет не на определенной территории, невозможно эффективно бороться только в одной стране. Это борьба по всему миру. Именно там, где физически размещены сайты и проживают сами пираты. В разных странах она регулируется по-разному. Поэтому за рубежом без попытки разобраться и сразу перейти в юридическую или досудебную плоскости – сложно. Но если есть возможность действовать в юридическом поле, мы это делаем.

— Сейчас речь идет о VOD-контенте.

Именно. А со стримами / потоковыми трансляциями – совсем другие методы.

Для начала нужно оценить некий ущерб. Если говорить о канале/потоке, то здесь потери можно оценить, как достаточно большие, и можно сразу пускать дело в юридическое производство. Но если речь о VOD, то по каждому из наименований, размещенных у пирата, нужно скалькулировать и доказать нанесенный урон.

Мы стараемся использовать все инструменты для борьбы с пиратством и сделали вывод, что самый лучший результат дают 2 метода – машинный и человеческий.

В случае с машинным поиском, софт находит контент и на соответствующий адрес отправляет автоматом письмо-претензию. Машина работает как с поисковиками, так и со списком подозрительных сайтов. 

— Вы используете для этого специальный софт?

Да. Но, в принципе, у нас большой опыт в этом направлении, вплоть до написания собственного софта.

— На каком этапе подключается человек?

Если сайты не реагируют на письма. Люди начинают искать другие способы достучаться до владельца или администратора сайта. При этом, конечно, человеческий ум более гибок и опытен в данном вопросе.

Когда мы начали отказывать в эмбэдировании, стали приходить письма от разных отправителей. И филигранно владеющих языком, и от тех, кто вообще не понимает ни по-русски, ни по-украински. Жалуются на жизнь, даже угрожают, бывает, умоляют – такая вот обратная связь! К сожалению, чтобы заняться этим «бизнесом», не нужны большие стартовые затраты, потому пиратов так много.

— Работа для скрупулезных и слишком терпеливых.

Абсолютно верно. Но она дает свой результат.

— Сколько человек в компании занимаются этой работой? Есть аутсорс?

Аутсорсинг тоже есть. В компании это все завязано на интернет-департаменте, где занимаются площадкой YouTube. В среднем это коллектив из 12 человек.

Сотрудничая с Google, мы здорово приумножили наш опыт, что действительно позволило эффективнее развивать площадку и монетизировать контент. Мы начали предлагать услуги по агрегации на YouTube нашим партнерам. Таким образом появился определенный пул заказчиков – помогаем монетизировать их контент и бороться с пиратством.

— Вы стали агрегатором контента на YouTube?

Star Media представлена на платформе YouTube многоканальной сетью, где более 30 каналов с общим количеством подписчиков около 8,5 млн – что дает ежемесячный просмотр порядка 100 млн часов. Успешная монетизация именно партнерского контента возможна только в том случае, если мы еще и зачищаем его. На сегодняшний день, с 2013 года, обработаны более 1,2 млн ссылок, из них где-то 1 млн зачищены. 

Стоит отметить, что в настоящий момент весь контент Star Media идет с русскими и украинскими субтитрами. Хочу подчеркнуть: есть проекты с английскими, испанскими, даже корейскими субтитрами – мы не стоим на месте, движемся вперед, совершенствуемся.

— Что радикально изменит ситуацию с пиратством?

Пираты потеряют интерес к бизнесу лишь в одном случае: если элементарно исчезнет спрос. До тех пор, пока пользователь ищет возможность смотреть что-либо бесплатно, пиратство будет существовать.

— Вы сказали, что на декабрь 2018 года эффективность департамента составила 94,5%, это значит, что 94,5% ссылок зачищаются. И тенденция сохраняется?

В среднем мы удерживаем эту статистику и до сих пор. Она может меняться, сезонно или даже в зависимости от времени суток – это естественный процесс. Но мы прилагаем все усилия для сохранения показателей.

Очень и очень важен вопрос эффективности, чтобы те деньги, которые недополучили пираты, пришли к нам с легальных площадок. Таким образом помогаем и компаниям – покупателям нашего контента.

— Есть ли в планах запуск собственной ОТТ-платформы?

Рано или поздно каждый продакшен задумывается о своей ОТТ-платформе. Начинаются подсчеты, насколько это выгодно. Отсутствие у нас упомянутой ОТТ означает то, что пока считаем это невыгодным вложением.

 

 

 

 

Источник: broadcast.net.ua

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*