Украинское машиностроение в условиях кризиса

Промышленность Украины, в том числе машиностроение, систематически снижает показатели. Падение сектора вызвано как общими причинами, вызывающими сокращение народнохозяйственного комплекса – война на Донбассе, нестабильность нацвалюты, сокращение торговли с Россией и другими странами СНГ, так и факторами, свойственными той или иной отрасли.

По информации Госстата, за первый квартал текущего года промпроизводство упало на 21,4% против соответствующего периода прошлого года. В то же время в марте данный показатель в сопоставлении с тем же месяцем 2014 г составил 21,1%. Тренд снижения несколько затормозился – в марте 2014 падение было 22,5%. В сравнении с февралем 2015 г выпуск промпродукции в марте возрос на 9,6% (традиционный рост за счет большего количества рабочих дней). В официальные статданные не внесена статистика по зоне АТО и временно оккупированной территории Крыма.

В Донецком регионе объемы промпроизводства снизились по итогам марта на 49,4% (в феврале на 59,4%), в Луганском – на 90% (в феврале на 89%).

За первый весенний месяц положительная динамика работы промышленности (в диапазоне 4,1% — 36,1%) зафиксирована, как и в феврале, в шести западных областях – Винницкой, Волынской, Житомирской, Ровенской, Тернопольской и Хмельницкой.

За первые четыре месяца текущего года спад выпуска промпродукции достиг 21,5%, в апреле он ускорился до 21,7% по отношению к тому же месяцу прошлого года. При этом увеличения объемов производства в годовом исчислении не отмечено в апреле ни в одной отрасли.

Падение промышленного комплекса Украины происходит на фоне снижения общих макроэкономических показателей. По словам украинского премьера Арсения Яценюка, из-за военных действий на Донбассе республика утратила 25% всей своей экономики, прекратили работу сотни предприятий.

Как сообщает Госстат, в первом квартале в стране отмечено рекордное падение ВВП в годовом выражении – на 17,6% против того же периода прошлого года. Комментируя ситуацию интернет-газете Вести, главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран обратил внимание на изменение структуры народного хозяйства в связи с обесцениванием гривни и ростом стоимости энергоносителей: предприятия, потребляющие большое количество энергии, и те, производство которых ориентировано или зависит от зарубежных поставок, уходят с рынка, только за январь-апрель этого года число юрлиц в республике уменьшилось с 1,3 млн до 1 млн, что свидетельствует также о снижении экономической активности.

В Украине растут темпы инфляции. В апреле инфляция в годовом исчислении ускорилась по отношению к соответствующему месяцу прошлого года до 60,9% (в марте – 45,8, феврале 34,5%, январе – 28,5%; за 2014 г — 24,9%).

Рост индекса цен в промышленности в марте достиг 10,5%, за первый квартал этого года – 18,5%. Интернет-ресурс Golos.ua приводит сообщение руководителя правления Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы Сергея Кондрюка, оценивающего число неофициальных безработных на уровне примерно 5 млн чел. В соответствии же с прогнозами возглавляющего Службу занятости Ярослава Кашубы, за текущий год количество трудоспособных лиц, не имеющих работы, превысит 2 млн граждан (11,5%).

Такова общая статистика, характеризующая состояние в экономике и промышленности Украины. Ряд отраслей промышленного сектора также находятся на грани выживания. Прежде всего, это относится к машиностроению, которое во времена СССР было базовым сектором народного хозяйства страны. Как пишет новостной портал newsoboz.org, в 1990 г машиностроительный комплекс производил 30,5% всей промпродукции УССР, теперь же – не более 14%-15% (в развитых государствах – 30%-55%). Удельный вес отрасли в ВВП страны не превышает 11%-12% (в странах ЕС – 36%-45%).

В числе основных проблем отечественных машиностроителей – высокий уровень износа производственной базы. Физический находится на большинстве предприятий на уровне 60%-80%, моральный износ превышает 50 лет. В результате продукция машзаводов не отличается новизной и использованием передовых технологических решений.

В условиях кризиса машиностроители вынуждены работать в режиме строжайшей экономии, и первой статьей сокращения становятся расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Не более 10% предприятий занимаются освоением инноваций, финансовая поддержка отрасли государством минимальна. Наконец, сектор нуждается в высококвалифицированных молодых кадрах. В настоящее время на заводах работают в основном люди преклонного возраста. Молодежь еще в конце прошлого века ушла из-за низких зарплат. Адекватной замены ей не появилось. Всё это привело к тому, что продукция отрасли малоэффективна, не имеет высоких качественных характеристик, материало- и энергоемка, в большинстве случаев характеризуется низкими долговечностью и надежностью.

Такие изделия, в основном, не конкурентоспособны на мировых рынках. В то же время главный потребитель украинской машиностроительной продукции – РФ – в прошлом году почти на 40% сократила импорт из Украины, хотя и продолжает оставаться ведущим покупателем. И здесь нельзя не сказать о такой проблеме как ориентация машиностроения Украины на внешние рынки. Ограничение экспорта в Россию должно компенсироваться его диверсификацией, выходом на новые рынки сбыта, но этого пока не происходит – продукция не выдерживает конкуренции. Положение изменится лишь при должной господдержке отрасли, предоставлении ей льгот в налогообложении в рамках стратегической программы развития.

В госпомощи нуждается, прежде всего, судостроение Украины. Как отмечает Центр транспортных стратегий, его дальнейшее развитие может осуществляться только в условиях наличия льгот на зарубежные инвестиции, снижения размеров налогов и недорогих кредитов. Лишь эти меры позволят сделать продукцию судостроителей конкурентоспособной с точки зрения цены. Сейчас же предприятия отрасли полностью лишены банковского кредитования по причине кризиса банковской системы, обусловленного войной.

Вместе с тем отечественное машиностроение сохранило определенный потенциал, точки роста, которые при соответствующей помощи государства обеспечат выход из кризиса и дальнейший прогресс отрасли. Так, газета Сегодня со ссылкой на аналитика агентства MPP Consulting Павла Мельника сообщает о предприятиях приборостроения, которые на основе давальческих схем эффективно взаимодействуют с зарубежными партнерами, получая заказы на изготовление комплектующих, в том числе для производства бытовой электротехники – стиральных машин, холодильников и др. В результате отечественные приборостроители обеспечены работой, а иностранные имеют возможность снизить себестоимость своих изделий. Товарооборот, в частности, с Венгрией, вырос по итогам первого квартала на 30%.

Таким образом, машиностроение сможет возродиться лишь при должном внимании власти к отрасли, нацеленном на предоставление ей дешевого финресурса, техперевооружение и реконструкцию предприятий для выпуска конкурентоспособной продукции.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*