Украинцам хотят увеличить налоги: кому и на сколько

«Слуги народа» в январе зарегистрировали в Верховной  Раде сразу несколько законопроектов, которые предлагают увеличить налоги в Украине.

Об этом пишет Сегодня.

Отмечается, что налог на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет значительную часть поступлений в бюджеты разных уровней. К примеру, в государственном бюджете на 2020 год доля НДФЛ составляет 12%, а, например, в бюджете Киева – больше 40%.

Таким образом, «Слуги народа» предлагают отказаться от «плоского» налогообложения и перейти к «прогрессивному» . То есть, чем выше уровень доходов, тем выше ставка. Согласно законопроекту №2758, который был подан в январе, если доходы не превышают 10-кратной минимальной зарплаты, то ставка налога останется прежней – 18%. Если же доходы составляют от 10 до 20 минимальных зарплат, то ставка увеличится вдвое – до 36%. В том случае, если доходы более чем в 20 раз превышают «минималку», то ставка увеличивается втрое: до 54%. Это означает, что нынешняя ставка сохранится у тех, чьи доходы в настоящее время не превышают 47 230 грн в месяц. Следовательно ставка 34% будет у тех, кто получает из всех источников до 94 460 грн. Если же доходы еще больше – налог на доходы составит 54%.

Подчеркивается, что если доверять статистике, то для подавляющего числа украинцев ничего не изменится после принятия данного закона. Ведь  средняя зарплата  в Украине составляет на данный момент меньше 11 тыс. грн, а это значит, что до порога в 47 тыс., ей еще расти и расти.

Выходя из данных Укрстата, зарплату выше 20 тыс. грн, по состоянию на конец 2019 года, получали лишь 11,8% штатных работников. А тех, у кого она выше 47 тысяч, намного меньше.

«Увеличение ставки налога коснется только 104 873 человек. Из них 104 449 лиц получили среднемесячный доход от 45 до 90 тыс. грн, то есть для них ставку предлагается увеличить до 36%. А среднемесячный доход больше 90 тыс. грн имели только 424 человека. Именно таким может быть число людей, с которых можно будет получить 54% НДФЛ. Я считаю, что делать специальное законодательство для 1,2% людей – абсолютно неправильно», – отмечает Елена Хотенко, глава совета Института налоговых реформ, вице-президент Ассоциации налогоплательщиков Украины.

В Верховной Раде в середине февраля был зарегистрирован еще один законопроект, предусматривающий введение прогрессивного налогообложения – №3076. Он также был подан группой депутатов от «Слуги народа» и при этом предлагает снизить минимальную ставку НДФЛ как раз до 15%. Ею должен облагаться доход, который не превышает 5 минимальных зарплат в месяц, на данный момент – до 23 615 грн.

Следовательно, для доходов от 5 до 15 размеров МЗП (то есть от 23 615 грн до 70 845 грн) ставка НДФЛ может составить 18%. От 15 до 50 минимальных зарплат – 21% (от 70 845 до 236 150 грн). Для 200-кратной минимальной зарплаты (до 944 600 грн) налог должен составлять 24%, а вот свыше данной суммы – 27%. Причем этом, повышенные ставки предлагается применять не ко всему доходу, а лишь к сумме, превышающей базу налогообложения по предыдущей ставке.

«Насколько я понимаю, первый законопроект был подан с целью «провокации» – чтобы каждый следующий проект со ставками, более приближенными к реальности, имел в обществе более позитивное восприятие на контрасте с первым предложением», –предполагает директор юридического отдела «K.A.C. Group» Татьяна Кузьмич.

Тем временем, по мнению опрошенных экспертов, в Украине сейчас не время вводит прогрессивное налогообложение. Одним из аргументов является то, что таким образом может увеличиться налоговое давление на работодателей.

«Налог на доходы платят со своей зарплаты не сами работники, а налоговые агенты, работодатели. И любое дифференцирование доходов в сегодняшних условиях – это дополнительный механизм ухода от налогообложения. У нас уже пытались применить дифференцированную систему налогообложения в 2013-2014 годах. Но это показало себя абсолютно неэффективным и привело к тому, что все работодатели пытались разными способами минимизировать заработные платы, чтобы не выйти за граничные нормы и платить меньше. Сейчас тоже может начаться дробление зарплат и т.д. А айтишники, которые достаточно много зарабатывают, или топ-менеджеры будут вынуждены либо скрывать свои зарплаты, то есть уходить в тень, либо уходить в другие юрисдикции, где налогообложение более приемлемое для них. При этом таких людей у нас немного, и для них писать отдельное законодательство, я считаю, абсолютно не нужно. Систему дифференцированного налогообложения можно вводить только при условии, что не налоговые агенты, а сами люди будут платить налоги. Но в таком случае одновременно нужно будет рассматривать целый комплекс вопросов: и о налоговых скидках, и о льготах, и о прочих составляющих», – считает Елена Хотенко.

В свою очередь, кандидат экономических наук, преподаватель Запорожского нацуниверситета Константин Денисов подчеркивает, что при правильных экономических расчетах от введения прогрессивного налогообложения выиграют местные бюджеты. «В местных бюджетах остается 75% собранного налога на доходы физлиц. Это обеспечивает им 25% всех поступлений. Введение прогрессивной шкалы укрепит финансовую базу общин, бюджеты которых, по итогам 2018 года, получили дефицит 8,54 млрд грн. Но прогрессивную шкалу налогообложения должны рассчитать экономисты».

Смотрите также беседу шеф-редактора портала «Хвиля», политолога, эксперта по международной и внутренней политике Украинского института будущего Юрия Романенко с экономическим экспертом Юрием Атаманюком, в которой эксперты обсуждают провалы экономической политики в Украине:

Источник: Хвыля.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*