Массовые акции протеста Киеве: будет ли новый Майдан — прогнозы экспертов

Акции протеста в Киеве

В связи с сегодняшними событиями, а именно акциями протеста в центре Киева, мы решили вернуться на пару месяцев назвать и вспомнить, что предрекали эксперты новому политическому сезону. Какие прогнозы оправдались, а каким еще суждено сбыться?

По этому поводу “World News“ опросил ряд экспертов из разных областей, получив пеструю, но довольно исчерпывающую аналитику.

“Оппозиции не удастся раскачать ситуацию для досрочных выборов”

Александр Черненко, народный депутат от Блока Порошенко, беспартийный, бывший председатель Комитета избирателей Украины:

– Этот политический сезон будет непростым. Осенью в политикуме всегда происходит обострение даже, даже в более спокойные периоды. А в период экономической и латентного политического кризиса – и подавно.

Главных особенностей будет две: вопрос тарифов и вопросы, связанные с Минском, оккупированными районами Донбасса и тому подобное.

Еще конец прошлого сезона показал, что в парламенте есть хоть и меньшинство, но достаточно агрессивно настроена на досрочные выборы. И они дальше будут “качать” эту ситуацию – как через сессионный зал, то есть блокируя нормальную работу Верховной Рады и опираясь на популизм, так и выводя людей на улицы, чтобы добиваться перевыборов.

Лозунги будут прежде всего “тарифные”, социальные.

Потому я не думаю, что Верховная Рада или президент будут делать какие-то резкие движения в вопросах Минска и АТО. Скорее всего, там будет достаточно “замороженная” ситуация. Хотя уже заявили о какой-то новый формат соглашения, но все равно, это произойдет где-то за месяц, пока переварят, “измена” это не “измена”…

Если говорить о Минских соглашениях – очевидно, что в этой Верховной Рады нет шансов принять изменения к Конституции в вопросе “особого статуса Донбасса”. Нам нужно думать, как проводить конституционные изменения относительно децентрализации без ОРДЛО. То есть нам полностью надо идти с нуля по процедуре: от изменений в первом чтении, решение Конституционного Суда и так далее. И хорошо было бы, если бы эти изменения проголосовали уже на текущей сессии, потому что процесс длительный.

Вопрос закона о выборах на Донбассе, и вообще возможность проведения выборов на оккупированных территориях, думаю, до Нового года тоже вряд ли будет подниматься. Уже и наши зарубежные партнеры увидели, что этот закон не может быть принят нынешним парламентом. Поэтому надо искать какие-то новые выходы.

Хотя я лично, абсолютно поддерживая тезис о том, что сегодня там (на Донбассе нельзя проводить выборы и вряд ли можно будет сделать это в ближайшей перспективе, все-таки не отказывался бы от внутрипарламентской дискуссии вокруг закона о выборах на этих территориях. Потому что рано или поздно нам эти выборы все-таки проводить нужно, и нужно подготовить закон, который будет полностью в украинских интересах, соответствовать стандартам ОБСЕ.
И в дискуссии вокруг такого закона я не вижу проблем. Но сегодня политическая ситуация такова, что любые шаги в этом направлении – даже не в принятии, а уже в попытке обсуждения такого закона – сразу называют “изменой”.
Поэтому не думаю, что эти вопросы вообще будут ставить на политическом уровне, потому что это дополнительный раздражитель для “зрадофілів”.

Поэтому в центре внимания оппозиции будут “тарифные” и другие социальные вопросы.

Могут ли они серьезно “раскачать” ситуацию для досрочных выборов? Вряд ли. Большинства, которая бы хотела пойти на внеочередные выборы, в парламенте сегодня нет. Тех, кто за это выступает, от силы человек сто: “Батькивщина”, “Оппозиционный блок”, частично “Самопомощь” и Радикальная партия. Кроме того, досрочных выборов точно не хотят президент и наши западные партнеры. И правовых оснований для них нет.

Но если этому меньшинству удастся путем давления улицы и блокировки (а мы видели, что им это иногда хорошо получается) парализовать работу парламента, то теоретически выборы могут быть путем выхода из кризиса. Впрочем, я оцениваю такую возможность не более чем в 10 процентов.

Очевидно, что парламентское большинство сохранится в том виде, что есть сейчас. Больше депутатов в коалиции не станет.

Другое дело, что ситуативно до голосований присоединяться отдельные депутаты из других фракций и групп. Возможно, возникнет депутатская группа “Наш край”, в которую войдут мажоритарщики из “Возрождения” и, возможно, с БПП. Но выход из Блока Порошенко в данном случае не будет означать выход депутата из коалиции.

То есть статус-кво сохранится: формально коалиция будет, фактически ее не будет, – словом, как и было в предыдущие месяцы. Ситуативные голосования.

Первую неделю восьмой сессии – это будут в основном законопроекты, которые мы не успели голосовать в июне-июле, накопив долги: регуляторы, НКРЕП, децентрализация и тому подобное.

Первым решением будет Чаус, ясное дело. А уже со следующей недели будут возникать новые вопросы. Думаю, там уже начнутся серьезные дискуссии и о тарифах, и других проблем.

Относительно формирования нового состава Центральной избирательной комиссии. В конце прошлой сессии мы увидели, что то представление, которое подготовил президент, к сожалению, не нашло поддержки большинства парламента. Не потому, что оно вообще никому не нравилось – была дискуссия по одной-двум фигурам, которых включили, и в отношении одного, кого не включили (Андрея Магеру, так). Поэтому не составляет большую проблему список подкорректировать, учтя интересы политических сил, так, чтобы это представление получило минимум 226 голосов.

Я выступаю за то, чтобы после дополнительных консультаций и учета всех пожеланий это представление было перевнесене уже в ближайшее время, в течение сентября. Максимум – в октябре.

При этом, по моему мнению, не является насущной необходимостью придерживаться четкого квотного принципа при формировании ЦИК от фракций парламента. На самом деле по политическому принципу ЦИК формировалась лишь дважды: между вторым и “третьим” турами президентских выборов в 2004 году и перед внеочередными парламентскими выборами 2007 года. Тогда действительно в Центризбиркоме было представительство фракций. И фактически эта ЦИК, кроме нескольких человек, сохранилась и до нынешнего времени.

Сегодня в Верховной Раде нет ни одной партии из тех, которые подавали кандидатуры в нынешний состав Центризбиркома. Вместо Блока Тимошенко теперь “Батькивщина”, Партия регионов исчезла, социалисты и коммунисты вообще в политике фактически не представлены.

В таком смысле сформировать баланс нереально, потому что ЦИК избирается на 7 лет, а парламент – на 5. И во время следующих выборов кто-то останется в ВР, а кто-то не пройдет.

Раздаются призывы уже в ближайшее время принять закон о новой избирательной системе. Но с тем массивом насущных вопросов, с тем политическим противостоянием, которое будет осенью, я не думаю, чтобы к избирательному закону сейчас дошли руки. Хотя мне этого бы очень хотелось, но я трезво оцениваю ситуацию.

У нас есть время, чтобы за это время найти политический консенсус. Работает рабочая группа под руководством Парубия, в которой представлены все политические силы. Она еще довольно далека от консенсуса, но по крайней мере некоторые вещи уже наработаны.

Я вижу такой сценарий: в течение 3-4 месяцев после заседаний рабочей группы собираются лидеры фракций, выходят на определенный консенсус относительно избирательной системы, и уже весной принимается закон. До следующих очередных выборов остается еще два года, поэтому это вполне нормальный срок для принятия нового закона.

Для меня что важно в этом сезоне. Первое – чтобы был принят бюджет, и не так, как всегда – позорно, ночью, перед Новым годом и не ясно, что принимают. Я очень верю, и заявления премьер-министра дают основания для сдержанного оптимизма, что на этот раз мы пойдем по процедуре: до 15 сентября будет внесен предварительный проект, начнется его обсуждение и так далее. Я уже не говорю о сути бюджета, но важно, чтобы мы шли по процедуре, по регламенту.

Также важно, чтобы были приняты законы по децентрализации, которых полтора десятка уже где-то есть, и, к сожалению, мы не успели их принять перед каникулами. Они стоят в повестке дня уже на этот четверг. Не уверен, что удастся сразу проголосовать, потому что их много, но по крайней мере до конца сентября мы должны закрыть законам ту часть децентрализации, которая не требует изменений в Конституции.

И, опять-таки, чтобы вернулись и в конституционных изменений в этой сфере – без особого статуса Донбасса, приняв их на этой сессии в первом чтении.

Еще важно наполнить некоторыми законами судебную реформу – в частности, это закон об антикоррупционном суд и прочие вещи.

* * *

“Прогресс в борьбе с коррупцией будет скорее вопреки, чем благодаря”

Ярослав ЮрчишинЯрослав Юрчишин, общественный деятель, исполнительный директор “Transparency International Украина”,
эксперт “Реанимационного пакета реформ”:

– Начало политического сезона, а именно сентябрь-октябрь, будет достаточно острым. Попытки политиков популистского толка “раскатать” тему тарифов, социального обеспечения лягут на податливый грунт, поскольку именно в этот период придут платежки с новым уровнем оплаты за коммунальные услуги.

И у власти есть шанс добиться от ЕС отмены краткосрочных виз и активизировать работу относительно содержания очередного транша МВФ именно в этот период и таким образом немного снять, по крайней мере публично, недовольство общества.

Относительно сотрудничества с МВФ очень остро встанет вопрос сбалансированности бюджета, а именно его социальной составляющей: пенсии, стипендии, субсидии. К сожалению, стране придется таки пойти по пути максимальной экономии, потому что политической воли использовать резервы возвращения коррупционно — добытых средств нет. По состоянию на август 2016 года с запланированных более 700 млн. от этих средств в казну возвращено лишь 78 тысяч.
Поэтому вопрос эффективности власти в борьбе с коррупцией будут актуальны не только для украинского общества, но и для наших международных партнеров.

Относительно собственно антикоррупционного фронта, то здесь и дальше будет продолжаться больше позиционная борьба между реформаторами и сторонниками старой коррупционной круговой поруки.

Будут попытки выхолостить е-декларирование то на техническом уровне (проблемы с системой, которая теперь полностью под контролем государства), то на уровне политическом (изменения к закону), то на юридическом (рассмотрение легитимности е-декларирования в Конституционном Суде по представлению экс-“регионалов”).

Старые кадры в ГПУ/СБУ/депутатском корпусе/суде не раз еще будут пробовать дискредитировать детективов и работников НАБУ или Специальной антикоррупционной прокуратуры и других новых институтов, или просто реформаторов во власти.

Прогресс по созданию Государственного бюро расследований и обновления судебного корпуса будет скорее рассудительный, чем быстрый. Стоит ожидать достаточно политически зависимого голову ГБР, учитывая состав комиссии по его избранию.

Громких задержаний будет больше, чем громких посадок и конфискаций. В то же время в декабре 2016 года в Панаме состоится очередная международная антикоррупционная конференция. Предыдущую в Лондоне первые лица нашего государства пропустили, а председатель ДФС, который таки приехал, получил беспощадную критику за “ошибку” в декларации о цене лондонских апартаментов.

То есть прогресс будет скорее вопреки, чем благодаря.

И все же стоит воспринимать данные процессы со сдержанным оптимизмом. Никто не гарантирует, что процессы реформирования были бы быстрее, если бы страна фактически находилась в состоянии войны с Россией, а часть суверенной территории Украины под оккупацией русских и пророссийских сепаратистских группировок. Враг на границе и делает власть более открытой к замечаниям общества и международных партнеров, и общество более сплоченным. Вот только цена очень высокая.

Поэтому даже незначительные реформы заслуживают поддержки и поощрения, а не только на критику с нашей стороны. Постепенно Украина меняется, и следующий политический сезон, если не будет существенных потрясите то ли под влиянием активизации оккупационных войск, то через внутреннюю нестабильность, станет очередным шагом к точке невозврата для старых правил.

И каждый из нас может внести посильный вклад в то, что это невозврат наступило чуточку быстрее: меньше слов, а больше дела.

“Перезапуск конституционных изменений относительно децентрализации заберет драгоценное время”

Тарас Шамайда, помощник-консультант народного депутата, общественный деятель, сокоординатор движения «Пространство свободы»:

– У страны остается все меньше времени на воплощение в жизнь давно назревших реформ. При этом в разных отраслях требуют безотлагательного рассмотрения и принятия сотни реформаторских законопроектов. Для парламента является проблемой физически обсудить и принять если не сотни, то хотя бы десятки этих важнейших законов. Ведь время не резиновое, и даже при интенсивной работе на это уходит много месяцев.

Но, кроме того, в Верховной Раде есть силы, которые не позволят депутатам работать спокойно. Будут попытки так называемой новой оппозиции – “Батькивщины”, Радикальной партии Ляшко, а также “Оппозиционного блока” дестабилизировать работу парламента, устраивать разнообразные шоу, кричать о любви к народу, используя риторику запрещенной теперь Компартии: “тарифный геноцид”, “село погибает” и т.др.

В принципе, к полному параличу Рады и досрочных выборов, чего очень хотели бы внешние силы и внутренняя разношерстная оппозиция, дело не дойдет. Роспуска парламента не будет, он будет работать, но сложно. Потому что объективный недостаток времени из-за большое количество вопросов, которые следует рассмотреть, дополнять искусственные помехи от оппозиции. Конечно, не всегда будет хватать голосов для принятия решений.

Зато популисты нагнетать истерику, “предательство”, “всепропальство”. Так, в понедельник мы уже услышали, что лидер “Батькивщины” просто тупо ретранслирует месседжи Кремля – мол, сейчас в Украине намного хуже жить, чем до революции, власть уничтожает страну, страна “под внешним управлением”. Раньше это нам рассказывали Симоненко и Витренко.

Нас ждут новые блокировки, другие провокации и способы препятствования работе ВР. Но, безусловно, спикер и коалиция это просчитывают и принимать контрмеры. Хотя, конечно, против наглости трудно бороться демократическими методами.

Относительно досрочных выборов, то их не будет. Они стали бы катастрофой для страны и реформ на половине пути. Проводить выборы в срок, предусмотренный Конституцией, но уже после того, когда можно будет оценить, насколько успешными стали изменения в децентрализации, дерегуляции, образовании, медицине и тому подобное. Для досрочных выборов ВР нужны основания, которых сейчас нет. Ну и, конечно, их должен назначать президент.

Относительно возможного влияния улицы на это – трудно прогнозировать, ведь в такой сфере прогнозы дело неблагодарное. Мы можем лишь надеяться на здравый смысл людей. Но ясно, что протестные настроения есть большие. В частности через объективные трудности, вызванные российской агрессией, высокими расходами на оборону, оккупацией наших территорий и потерей рынков, падением ВВП и уровня жизни.

Этот груз, который несет Украина, объективно создает напряжение. Но когда пятая колонна и агентура внутри страны еще больше подстрекают людей, то, безусловно, возрастает риск уличных выступлений, «тарифного Майдана» для расшатывания ситуации.

Впрочем, такой риск был всегда. И в 2014-м, и в 2015 году. Вот исполнился год, как возле Верховной Рады убили гранатой четырех нацгвардейцев в ходе беспорядков под абсолютно надуманными, бредовыми предлогами. Якобы в проекте изменений Конституции по децентрализации предусмотрено «особый статус Донбасса». Хотя это не соответствует действительности. И я надеюсь, что страна устоит и по сценарию 1918-1919 годов мы не пойдем. Что украинцы за последнее столетие стали более зрелой нацией.

Надеюсь, парламент таки сможет сосредоточиться на работе над важными первоочередными законопроектами, в частности в направлении децентрализации. Это очень важно. В Украине началось создание объединенных общин, и за полтора года они охватили уже более 10% территории страны.

Объединенные общины уже продемонстрировали свою эффективность – за роста бюджетов, за возможность распоряжаться собственными средствами. Этот процесс следует продолжить и развить через принятие более десятка законопроектов. Нужно упростить создание общин, снять блокировки со стороны областных советов и тому подобное. Эти законы следует принять максимально быстро, чтобы общины полноценно заработали в 2017 году с самостоятельными бюджетами.

Кроме того, нужно принять в целом проект изменений Конституции в части децентрализации, принятый пока в первом чтении.
Спикер Парубий заявляет, что в парламенте нет 300 голосов для этого и поэтому нужно начать этот конституционный процесс сначала, выбросив из проекта упоминания об “особом статусе Донбасса»”. На мой взгляд, менять текст нет нужды. Потому что на самом деле в этом проекте нет никакого “статуса Донбасса”! Там есть 19 страниц изменений к Конституции о децентрализации всей страны – и есть одна фраза: “особенности местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяется отдельным законом”.
Кроме того, что нужно быстрее принимать реформу, нам и эта фраза в Конституции только помогла бы. Ведь после освобождения этих оккупированных территорий нам нужно было бы ввести какие-то особые режимы, для того чтобы ограничить, взять под контроль их самоуправления. И такая фраза дала бы нам конституционные основания это делать. А говорить, что она играет на пользу сепаратистов – это домыслы.

Но, к сожалению, у нас много людей, которые не читают законопроекты, а слушают пропаганду. И обществу навязывают мнение, будто там есть какие-то “особые статусы”. Поэтому, возможно, и прав глава ВР, который пытается собрать 300 голосов на децентрализацию без упоминания о Донбасс.
Впрочем перезапуск всего этого процесса будет означать новые дискуссии о положение, что давно обсуждены, о префектов и тому подобное. Это отнимет драгоценное время, а даст 300 голосов – неизвестно. То есть, по моему мнению, лучше бы направить дополнительные усилия на убеждение депутатов в том, что их домыслы о “особый статус Донбасса” – безосновательны.

Кстати, есть такое мнение, что те политические силы, которые рассказывают сказки о “статусе Донбасса” (“Самопомощь”, «Батькивщина” и др.), возможно, на самом деле не хотят реальной децентрализации как таковой. Они мечтают, что когда они возглавят централизованную власть и руководить страной в ручном режиме, через вертикаль.

А если принять нынешний проект, вся страна буквально за год была бы распределена на объединенные общины, и в октябре 2017 года этим проектом уже предусмотрено выборы и советов объединенных общин на территории всей страны, и в областных и районных советов, которые создадут свои исполкомы, и назначения префектов с контрольными функциями вместо госадминистраций, тогда как местными бюджетами распоряжаться исполкомы советов. Зато, если конституционную реформу снова начать по длинному кругу, успеть к осени 2017 года будет нереально.

Также хочу акцентировать внимание на необходимости продолжить принимать решения на защиту информационного пространства Украины. Потому что несмотря на то, что принятые законы о сериалах и о украинские песни в эфире, все-таки остаются большие “дыры” для тех медиа, которые являются формально украинскими, но ведут абсолютно подрывную деятельность.

Плюс происходят нарушение уже принятого закона о запрете демонстрации фильмов, которые пропагандируют органы государства-агрессора. Поэтому нужны какие-то более жесткие рычаги для защиты информационного пространства. Чтобы под предлогом свободы слова в Украине не проводилась безнаказанная информационная агрессия.

Законопроекты в этом направлении разрабатываются, а будут ли они приняты – вопрос политической воли.

Остро стоит также вопрос украинского языка. Закон Кивалова-Колесниченко, который нынешняя украинская власть, а на то время – оппозиция, еще до Майдана обещала отменить, действует и до сих пор. И разрушает информационно-культурное пространство Украины за русификацию рекламы, телеэфира и так далее. Поэтому было бы хорошо принять нормальный, европейский языковой закон, а этот кремлевский – отменить.

Такой закон разрабатывается. При Министерстве культуры создан совет по внедрению украинского языка во все сферы общественной жизни, при ней создана рабочая группа из экспертов и представителей общественности во главе с профессором Владимиром Василенко, которая контактирует с парламентом.

То есть интенсивная работа над текстом “языкового” закона продолжается, но и тут все зависит от того, будет ли политическая воля его принять и понимания важности этой темы. Будет большое сопротивление. Но если не принять его сейчас – такую возможность будет потеряна на много лет. В следующих созывах сделать это будет еще более проблематично.

* * *

“Проблемой популистов является то, что в народе есть устойчивый инстинкт единства”

Олександр Палий, политолог, политический консультант, кандидат политических наук:

– Особенностями политического сезона будет возбуждение внешнего врага-за то, что победить прямо в лоб на фронте он не может, с синхронным возбуждением клепто-популистов, которые и так всегда взбудоражены без власти, а тут выборы приблизились еще на месяц, да и в экономике появляется что делить.

Но, думаю, удержать стабильность на нынешнем уровне удастся. Проблемой популистов является то, что в народе есть устойчивое инстинкт единства, люди понимают, что междоусобица – это путь к катастрофе и смерти. Да и о них народ почти все знает или подозревает.

Крупных массовых протестов не будет – из-за улучшения ситуации. Есть и такой интересный фактор, что Тимошенко и Ляшко сами боятся выходить к “непригодованого” народа, не говоря уже о “регионалах”.

Возможны спорадические действия насильственного характера, как реакция на раздражители – вроде погрома цыган или канала “Интер”. Но они не перерастут в масштабные протесты из-за того, что ситуация в стране в целом развивается в правильном направлении, нет ощущения тупика, более того, власть живо реагирует на общественные настроения.

А самое главное – нет какого-то альтернативного пути. А относительно деструктивных протестов, то у правоохранителей сейчас больше чем достаточно сил справиться с ними.

“Новые” из заметных политиков оказались слабыми, прежде всего интеллектуально и морально. Но это ничего. Как говорил Сенека, и после плохого урожая надо сеять.

Если говорить о рейтинговую динамику нынешних лидеров, то, думаю, у Тимошенко рейтинг замрет, его накачуватимуть, по традиции, социальной демагогией и купленной социологией.

У нас в обществе долгое время традиционно был “бонус радикализма”, когда избиратели давали несколько дополнительных процентов самой радикальной политической силе. Тимошенко думала, что этот бонус – ее собственное достояние, но последние выборы показали, что это совсем не так – он может уйти к любой политической силы, которая задастся избирателям искренней. Тимошенко с ее историей, думаю, уже таким не покажется. Думаю, ей вспомнят, что когда был коллапс, Тимошенко предлагала быть голубями мира и сдаться России.

У Ляшко рейтинг замрет с тенденцией к падению в результате прояснения того факта, что его политические преимущества исчерпываются коровами и гусами. Интересно, кто-то из солдат где-то видел последние два года батальон “Батькивщина” или “батальон Ляшко”?

У Савченко рейтинг продолжит падение, в силу того, что эта женщина, как говорят, умная без интеллекта, будто хочет испытать, что же она может еще ляпнуть и что ей за это будет. Ну а кроме того, стал явным ее связь с Медведчуком.

У Порошенко рейтинг может продолжить медленно проседать. У нас привыкли во всем винить первое лицо, независимо от его заслуг.
Рейтинг Порошенко может вырасти весной, когда у людей будет более оптимистичный настрой и появится понимание того, из какой пропасти вытягивается страна. То же касается и уровня поддержки Гройсмана.

По рейтингу Бойко – это фикция социологов. У него нет стабильного рейтинга, это бывшие избиратели Януковича ищут какую-то строку в опросе, и совсем не факт, что они так проголосуют на выборах.

“Политика правительства Гройсмана подтолкнет украинцев к массовым протестам”

Олександр Аронец, заместитель председателя ОО “Всеукраинская люстрация”, активист партии “Свобода”, экс-депутат Киевсовета

– Новый политический сезон обещает быть интересным, наполненным эпатажных акций, популистских заявлений как власти, так и оппозиции, псевдореформ и уличных акций протеста против тарифной политики правительства Гройсмана.

И хотя правительство пытается максимально обеспечить украинцев субсидиями, самый низкий уровень зарплат в Европе и бешеная инфляция и подорожание продуктов питания могут подтолкнуть украинцев к массовым протестам осенью.

Кроме того, как видим, старт политического сезона ознаменовалось поджогом телеканала “Интер”, который осуществляет последовательную политику русификации и распространение “русского мира” в Украине. Поэтому возможны протесты против отсутствия государственной политики в сфере телерадиовещания, продолжатся с новой силой протесты против ползучей русификации Украины и пренебрежение государственным языком чиновниками самого высокого уровня.

Борьба олигархов за контроль над финансовыми потоками будет только усиливаться. Это, а также все другие вышеописанные мною основания, могут вызвать полноценную политический кризис с блокированием работы Верховной Рады.
А учитывая тот факт, что юридически коалиция в Верховной Раде отсутствует уже с 14 апреля, то это только ускорит недееспособность парламента. Возможно, депутатам не удастся принять бюджет на 2017 год.

Что касается уличных протестов, их количество и масштаб увеличится по сравнению с весной этого года, но до внеочередных выборов это вряд ли приведет. Две политические силы, которые формируют костяк коалиции партии власти – “Народный фронт” и БПП – на двоих имеют рейтинг около 10%, при том что на старте они имели 45%. Но партии власти ни за что не пойдут на роспуск Рады и будут придумывать все новые и новые темники, чтобы не допустить выборов.

* * *

“Наступления РФ не будет, потому что существуют кулуарные договоренности Порошенко с Путиным”

Олег Жданов, военный эксперт, полковник запаса, работник оперативного управления Генштаба ВСУ в 2003-2006 гг.

– Вопрос Донбасса осенью будет актуальным не так для Верховной Рады, как для президента Порошенко. Он попробует еще раз решить вопрос Минских соглашений и особого статуса Донбасса, а также амнистии боевиков и возможных выборов на Донбассе. В этом можете даже не сомневаться, что будет еще одна попытка.

Действительно, некоторые политологи заявляют, что в парламенте нет большинства для принятия таких решений. Но так же политологи признают, что коалиция в Раде может собирать до 246 голосов. В частности, продолжаются торги за группу “Возрождение” и тому подобные группы. Вспомните реформу правосудия – нашли 300 голосов. Так же и здесь.
Тем более, что сейчас прокуратура готовит представление на некоторых депутатов для снятия неприкосновенности и привлечения к ответственности. Это тоже ресурс для того, чтобы собрать необходимое количество голосов.

Во-вторых, очень сильно будет давить Россия. А Петр Алексеевич – он более подконтролен Кремлю, чем Западу. На Западе уже знают, что Порошенко возглавляет коррупционные схемы. С ним не будут общаться, пока он не представит план конкретных реформ Украины и не будет реально их воплощать. И прежде всего речь идет о борьбе с коррупцией. А он физически не может этого сделать, потому что если посадить хотя бы командира роты “Беркута”, он начнет рассказывать, кто выдавал оружие для расстрела Небесной Сотни, и мы снова остановимся на Петру Алексеевичу.

Поэтому, я считаю, нас ждет замораживание западного вектора и реализация договоренностей Порошенко с Кремлем.

1 сентября количество обстрелов на Донбассе действительно снизилась. Но в дальнейшем по всей линии фронта новую стоит грохот канонады. Снова есть потери, особенно в отношении раненых.

Для Москвы сейчас идеальный вариант – давить на Киев путем огневого воздействия. И россияне не откажутся от такого способа давления в дальнейшем.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков четко озвучил три условия, после выполнения которых Украиной может рассматриваться вопрос прекращения огня. Это особый статус Донбасса, амнистия боевикам и выборы. Обстрелы со стороны России будут продолжаться, пока Порошенко не выполнит эти условия.

Но, по моему мнению, для Российской Федерации сейчас тоже не лучшие времена, чтобы проводить наступательную операцию в Украине. Запад вряд ли потерпит широкомасштабную войну на европейском континенте. Ответом на это будут санкции совсем другого уровня.

Во-вторых, пока Путин гоняет сто тысяч своих военных от Северного до Черного моря, чтобы попугать Украину, китайцы провели масштабные учения по наведению понтонных переправ переброски войск через реку Амур. Поэтому Владимиру Владимировичу следует думать еще и о дальневосточные проблемы. Кроме того, сейчас Путину еще нужно где-то найти 200 тысяч человек, чтобы сформировать свою национальную гвардию.

Поэтому, считаю, что российские войска, стянутые к границам Украины под предлогом учений “Кавказ-2016”, после их завершения будут возвращены в пункты постоянной дислокации, за исключением той группировки, которая уже находится на Донбассе. При этом возможна ротация российских оккупационных войск, которые уже полгода и больше сидят там в окопах.

По моему мнению, действительно существуют какие-то неизвестные широкой общественности договоренностях Порошенко с Путиным, поэтому наш президент играет с обороноспособностью государства. Он знает, что масштабного наступления россиян не будет.

Поэтому и у нас больше не проводятся новые очереди мобилизации, при том что контрактников не настолько много, чтобы решить кадровую проблему после демобилизации предыдущих очередей и других кадровых потерь ВСУ.

Достаточное количество контрактников для участия в АТО и для пополнения подразделений Вооруженных сил до надлежащего уровня могла бы набраться, если бы Порошенко выполнил свое обещание – платить за день в АТО тысячу гривен. Сейчас контрактников зовут в армию на меньшую зарплату. По несколько тысяч в месяц как-то собирается и, видимо, в нынешних условиях сяк-так и будет продолжаться.

Считаю, что нынешний статус-кво на линии разграничения на Донбассе будет продолжаться и в дальнейшем. Договоренности с Россией на политическом уровне позволяют украинскому руководству реально не заниматься реформой Вооруженных сил, их переоснащением и действенным повышением обороноспособности.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*