Американская мечта для украинской демократии

После победы Революции Достоинства, доставшейся нам такой тяжелой ценой, украинцам казалось, что страна совершила ключевой разворот: мы отреклись от коллективно-азиатской и авторитарной модели устройства общества, воплощенной в том числе и Россией, и обратили свои взоры к Европе с её либеральными ценностями. Казалось, что после разрушения старой системы, ради которого погибло столько людей, возвращение в дремучие времена совка невозможно. Казалось, что новая Украина будет строиться на новых антропоцентристских ценностях, таких как уважение к правам человека и верховенство права.

Мы надеялись, что после Майдана ситуация с соблюдением прав человека и положением меньшинств в Украине улучшится, но это не так. К сожалению, сегодня можно с уверенностью констатировать, что мы горько ошибались. В отношении ЛГБТ-сообщества ситуация только ухудшилась: оказалось, что поиск новой национальной идентичности украинцев привел к значительному росту гомофобных настроений. Особенно остро это ощущается на фоне тлеющего конфликта на Донбассе: военная форма почему-то позволяет одним людям считать, что они лучше других.

На днях исполняется год с момента вступления в силу Закона о запрете дискриминации на рабочем месте. Этот документ, в тексте которого впервые за всю историю Украины упомянут признак сексуальной ориентации, мог бы стать поворотным моментом для ЛГБТ-сообщества нашей страны. Но этого не произошло. Более того, унизительные комментарии, которыми руководители государства сопроводили принятие этого закона, нанесли гораздо больше вреда, чем принесли пользы.

«Мы с вами выступаем за семейные ценности и ни в коем случае, я слышу какие-то фейки, которые говорят о том, что в Украине могут быть хоть какие-то однополые браки. Не дай бог, чтобы это произошло, и мы никогда не будем это поддерживать», — сказал депутатам в процессе принятия антидискриминационных поправок спикер парламента Гройсман. «Семейные ценности нерушимы», — вторил его словам президент Порошенко. Да и само принятие этого закона стало возможным только из-за требований Европейского союза. Если бы не перспектива безвизового режима с ЕС, новое поколение власть имущих, получившее свои посты благодаря Революции, никогда бы и не посмотрели в сторону сексуальных меньшинств.

Кстати, этот принятый с восьмой попытки многострадальный закон не работает: людей, в том числе и моих знакомых, до сих пор увольняют с работы только потому, что они геи. В практическом смысле ничего не изменилось: работодатель, узнав, что его подчиненный является представителем ЛГБТ, просит его написать заявление об увольнении по собственному желанию. Обратиться в суд в подобном случае невозможно по ряду причин. Прежде всего, потому, что доказать что-либо практически невозможно, а во-вторых, в Украине такие действия небезопасны. В стране происходит разгул «блюстителей морали», «традиционных ценностей» и «нормального уклада семьи». В последнее время все больше таких радикалов носят оружие.

Защита прав ЛГБТ-сообщества – это лакмусовая бумажка для любого общества. И украинское, к сожалению, регрессирует. Учащаются нападения на геев и лесбиянок, срываются кинопоказы и фестивали равенства, горят кинотеатры. Борцы против «нетрадиционных» людей не понимают одного – на самом деле они борются против Украины. Потому что страна, предпочитающая ментально оставаться в дремучем совке, страна, где бьют человека за его сексуальную ориентацию, не нужна ни Европе, ни миру в целом. Такой стране самое место в компании России и Беларуси.

Победивший на выборах президент США, который напугал весь цивилизованный мир своими заявлениями и которого сами американцы называли изувером и расистом, сказал на съезде Республиканской партии: «Я сделаю всё, что в моей власти, чтобы защитить наших ЛГБТ-граждан».

Так выглядит американская мечта для украинской демократии: права меньшинств должны быть обеспечены по умолчанию, чтобы даже самый страшный изувер, получивший всю полноту власти, гарантировал их защиту. И дорасти до этого уровня должно само украинское общество, иначе никакая Европа не сможет нам ничем помочь.

Олег Карпинец

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*