Литература войны: Шесть книг и три поэтических сборника о фронте 2016 года

Книги украинских писателей

Литературный 2016 год был не слишком «военным». Видимо, в 2016 году много кому хотелось сделать вид, будто войны, ну, почти нет. Об этом свидетельствуют, например, списки победителей и претендентов на премии. На эту же мысль наводят рецензии, рекламные кампании издательств и авторов, программы литературных фестивалей и тому подобное. Конец декабря с боями на Светлодарской дуге напомнил, что к чему. Мы отобрали лучшие книги о украинско-российской войне, выданные в 2016 году.

1. Прямая речь. «Жизнь P. S.» Валерии Бурлаковой

Растет количество книг непосредственных участников боев. И, как мне кажется, они все более целостные и яркие. А еще они, парадоксально, самыми болезненными и самыми веселыми. Конечно, это произведения, ближе к документальной, чем художественной литературы.

Событием стало появление книги «Жизнь P. S.» Валерии Бурлаковой Издательство «Темпора».

Отдельного рассказа достойна сама фигура автора. До войны она работала журналисткой, а теперь стала гранатометницею. Кстати, в дни, когда пишется эта статья, Бурлакова именно воюет на Светлодарской дуге.

«Жизнь P. S.» по форме – такой себе дневник солдатки. Он появился не в последнюю очередь из-за потребности выговориться после гибели возлюбленного побратима. Понятное дело, эта диспозиция авторматично делает книгу действительно болезненной и впечатлительной.

В книге Валерии Бурлаковой переплетается военная тема с любовной. История знакомства и отношений молодой пары – с боями, задачами, фронтовым бытом. Лера и Морячок воевали на Бутовце, где он и погиб, выполняя саперные работы. «Жизнь P. S.» это и воспоминания о нем, и психологическая история жизни после потери.

Но так же тут вы прочитаете немало интересных бытовых, атмосферных подробностей из того, что творится на линии огня и в тылу. Перестрелки и растяжки. Героизм и роздолбайство. Глубокий ментальный конфликт между «старой» и «новой» частями украинского войска. Противоречивые впечатления от тыла, где есть как искреннее желание помочь защитникам страны, так и искренний страх попасть на фронт.

Психология человека в страшных условиях, которая порой выдает «на-гора» далеко не лучшие вещи. Отмечу здесь, что, на мое впечатление, «Жизнь P. S.», несмотря на многочисленные светлые и лирические моменты, возможно, одна из самых мрачных книг о АТО, ее натурализм часто бывает особенно тяжелым. И все же, главная героиня все равно убеждена, что все это неспроста, и даже, если бы нынешняя борьба закончилась поражением, она все равно станет грандиозным этапом нашей истории, а сегодняшние герои будут вдохновлять бойцов будущего.

Книжка имеет несколько неожиданный финал. После собственно текста идут шутливые рисунки, а затем – и фотографии с самой Бутовки. Все оформлено как настоящий блокнот.

2. «Пять секунд, пять дней» Евгения Положия

Издательство «Нора-Друк». Тот же Положий, который в прошлом году издал «Иловайск». Книга «Пять секунд, пять дней», насколько можно судить, не потерпела такой активной раскрутки, как «Иловайск», да и название здесь не так однозначно работает на рекламу произведения. И тем не менее, нынешний роман Положия на голову выше прошлогоднего.

Правда, в нем достаточно подобный сюжет. Опять-таки выход из окружения – уже почти классическая фабула для сегодняшней украинской литературы.

Так же, как и в «Иловайске», текст большой степени основывается на реальных рассказах реальных бойцов. Но на этот раз совершенно иной уровень художественного обобщения, «Пять секунд, пять дней» намного более упруго, четче и динамичнее написано. Яркие характеры персонажей. Появился уместен философизм и притчевость.

Приятные художественные детали. Словом, Положий сумел «нарастить» на сюжет хорошо реалистичное литературное «мясо». Правда, для писателя осталась актуальной проблема некоторой чисто технической недоделанности написанного, утомительных для грамотного читателя языковых ошибок в стиле «города и встречи».

Книга рассказывает о судьбе нескольких бойцов батальона «Кривбасс». Как они попали в армию. Как преодолевали сопротивление постсоветских офицеров, которые не хотели ни воевать, ни записывать в войска добровольцев. Как учились воевать и воевали. Как выбирались с того самого памятного окружение 2014 года. И как главный герой после серьезного ранения решил был, что «отвоевал» и что настало время отдаться обычной жизни, но наступил момент, когда он понял: борьба продолжается и в тылу.

3. «Вернуться дождем» Светланы Талан

Издательство «Клуб Семейного Досуга». Книга более сентиментальная и, так сказать, массовая. Хоть и предыдущие тексты герметичными и эстетскими не назовешь; такого рода художественного осмысления войны в нашей литературе пока что совсем немного.

Причем массовая не только подходом к письму, но и тиражом 11 000 (это большой тираж), и видом обложки и позиционированием автора, который имеет награду «Золотой писатель Украины», которую присваивают тем чьи книги вышли тиражом более 100 000 экземпляров.

Но Светлана Талан не только коммерчески успешная писательница, она – писательница, которая живет в Северодонецке и пережила там оккупацию. А следовательно, ее восприятие, видение является особенно важным.

«Вернуться дождем» — продолжение романа «Оголенный нерв». После освобождения родного для героев города для них начинается новый этап борьбы. В котором читатель, конечно, увидит ключевые узлы войны лета-2014, включая с уже упомянутым Иловайськом.

Герои Светланы Талан выразительные и характерные, а при этом – однозначные и одномерные. Диалоги подчеркнуто правильные и литературные. Это не добавляет психологической убедительности, но добавляет однозначности в восприятии войны. Добавляет весьма нужных сегодня образов донбасских патриотов Украины. В сочетании с простыми сентиментальными описаниями эмоциями это превращает книжку на факт не так эстетичен, как информационный.

Доступный и наглядный для широкой аудитории, роман формирует элементарную, но четкую «проукраинскую» картину событий с местной точкой видения. Пожалуй, именно это – причина того, что в адрес Светланы Талан, как известно из прессы, регулярно поступают угрозы через ее творчество от оккупантов (они обещают вернуться и наказать) и их местных коллаборационистов. Согласитесь, в дни войны такая «читательская оценка» во многом важнее эстетической.

4. Дух приключений. «Саур-могила. Военные дневники»

Авторы Андрей Пальваля и Максим Музыка, издательство «Фолио». Это небольшие воспоминания двух участников боев 2014 года за Саур-Могилу.

Они принадлежат к благодарного жанра «военной блукалки». Благодарного – потому что истории про длительные передвижения путем к победе, путем на выход из окружения всегда цепко держат читательское внимание, эффективно поддерживают надлежащую эмоциональное напряжение и создают условия для интересных «дорожных заметок».

Записи Максима Музыки – это история о том, как доброволец шел на штурм Саур-Могилы и благополучно из него вернулся. Здесь много впечатлений от армейских порядков, много фотографий, есть дух и диалоги боя. Эффектные диалоги – вообще, одно из очевидных достижений литературы об украинско-российскую войну.

Важен и описание ощущений человека сугубо гражданского, которая оказалась на войне.

Также в «Воспоминаниях о Саур-Могиле» Максима Музыки читатели встретят немало известных личностей – от Тимура Юлдашева до Дмитрия Яроша.

После описанных в книге боев Музыка оборонял Донецкий аэропорт и воевал еще много где. Награжден медалью «Защитнику Отечества».

Андрей Пальваль прошел значительно драматичный путь. Он не штурмовал, а в оборонял Саур-Могилу. Там шли тяжелые бои. Как пишет Пальваль, тех, кто стоял на Саур-Могиле, враги считали натовскими офицерами, возможно, через западное экипировка, организованное волонтерами, а может, через упорство.

Но самые интересные страницы его части книги, возможно, не чисто боевые, а как раз о том, как он выбирался из окружения (у него, напомню, попали летом 2014 года, в частности, те части, что стояли на этой возвышенности). Переборки лесками, свалками, оврагами и окрестностям сел. Плен. Невероятная побег из плена. Помощь местных жителей. И, наконец, расположение наших войск, контролируемая Украиной Волноваха.

Пикантный факт: все эти приключения Пальваль пережил в… отпуске. Выбравшись из вражеского тыла, он вернулся в фирму, где работал программистом. Теперь параллельно с основной работой проводит обучение высокоточной стрельбе и тактике малых групп.

Обе части этой книги написано не без самоиронии, с юмором, живо и жизнеутверждающе. И даже многочисленные трагедии здесь не перебивают духа Приключения. Следует обратить внимание на язык книги – это украинизированная, очень далека от литературного стандарта русский.

5. «То АТО. Дневник добровольца»

Вполне в контексте этого издания находятся и воспоминания и Дмитрия Якорнова, издательство «Vivat». Но «Тексты» о нем уже писали, поэтому отдельно рассказывать про эту книгу не стоит – просто еще раз напомним, что она есть, получилась 2016 года и читать ее интересно.

6. Заметки капеллана. «Подсолнухи»

Это совсем отдельный образец военной литературы от Андрея Зелинского («Издательство Старого Льва»). Это – эссеистические размышления и заметки капеллана. Его вроде и не назовешь совсем уж военным, но он, тем не менее, постоянно находится на передовой.

О чем может писать «фронтовой священник»? Не только и не столько о вере в Бога, как о стойкости человека в нечеловеческих условиях. О том, как в этих условиях выдержать. И, в частности, не озлобиться, помнить, что война ведется не из ненависти к России, а из любви, из желания ее защитить.

В своих есеях отец Андрей Зелинский рисует портреты различных украинских бойцов. Многие из них уже погибли в боях или умерли от ранений. Пишет условные письма друзьям и близким. Пишет молитвы. В конце концов, неслучайно немало солдат, на вопрос: «Чем вам помочь?» отвечают: «Молитесь!».

«Зоной подлинности» называет автор этой книги линию фронта на Донбассе, часто сравнивая ее с тыловыми городами, погруженными в будничных хлопотах не излишне содержательные развлечения.

Его тексты о АТО, конечно, идеализированы – в них вы не прочтете о проблемах армии, о дисциплине, о не всегда лучшую моральную атмосферу в разных частях (то, чего как раз больше в предыдущих упомянутых в этой статье книжках). Но, прочитав «Подсолнухи», понимаешь, что иногда именно такой, упрямо-позитивный, светлый подход иногда по-настоящему помогает перенести трудности и проблемы.
Поэзия

Пожалуй, чаще всего среди них в 2016-м упоминались «Тамплиеры» Сергея Жадана (издательство «Книги-ХХІ»). Опять-таки, огласки здесь было меньше, чем у прошлогоднего «Жизнь Марии». Но в целом книжка весьма сходная: ритмические почти до песенности стихи, с мифологическими и религиозными аллюзиями, тихая грусть и невеселая ирония, стремление понять, «что же произошло», еще раз прокрутить мучительную пленку событий (чаще всего – не с дословными строками о войне, а с многозначительными намеками).

(…) Тогда Иона сушит вещи и приходит обратно.

Проветривает дом, видит, как разросся яблоневый сад.

Яблоки падают и лежат в траве,

будто рыбы, которых выбросило на берег – еще не умершие, но уже не живые.

И если их не собирать ежедневно, они обязательно умрут.

И роса проступатиме на их коже, как ртуть.

Господь сам защищает и охороня.

А вот за деревьями необходимо ухаживать ежедневно.

Ирина Цилык в своей «Глубине резкости» (то же издательство) тоже делает упор на психологию. Хотя делает это в другой эстетике, менее риторически и прозрачнее. В ее военных стихах несложно опознать пейзажи – для кого-то «пейзажи из новостей», для кого-то абсолютно реальные:

(…) В маленьких городках,

названия которых теперь я знаю все-все,

ночи очень рано, ты говоришь — в шесть.

Но пока солнца больше,

чем я могу взять с собой.

Тени играют на сутулых спинах домов,

на одном из твоих новых лиц,

на столбе с объявлениями.

«Автобусные рейсы: Москва, Ростов, Крым…»

Смотри, а здесь на четвертом этаже

другая кладка — уже отстраивают.

Некоторые дома, некоторых людей.

Не все. Да. (…)

Конечно, нельзя не упомянуть здесь о Бориса Гуменюка, одного из главных «военных авторов» Украины. В этом году в издательстве «Академия» у него вышла книга «Блокпост».

По большому счету, это продолжение его триумфальных «Стихов с войны». То есть здесь есть тексты и оттуда, и поновее. Опять – поэзия, мини-эссеистика, мини-проза. Снова – короткие и сильные образы, медленный и задуманный темп, афористичен привкус, медленная, усталая немногословность.

(…) Неважно.

У нас тут лето Киндрате.

Лето — как выстрел из САУ

Лето — как прямое попадание в дом

в дом где пряталась от обстрела и семья.

Сейчас там тихо.

Дети не плачут.

Прикрыв морду лапами

поджав хвост

лето покорно лежит у наших ног

словно испуганный взрывами собака (…)

Это, конечно, далеко не вся литература, связанная с войной, что вышла в Украине 2016 года. Но и в этом списке, во-первых, есть что почитать, а во-вторых, он дает понять, что «дальше будет». Новейшие «летописи очевидцев» и лирические осмысления грандиозных событий непременно будут продолжаться.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*