Состояние и проблемы отдельных секторов транспортного комплекса Украины

Сегменты транспортного комплекса Украины находятся под негативным влиянием войны на Донбассе, сокращения торговых контактов страны с государствами СНГ, девальвации гривни и падения экономики в целом, достигшего по итогам первого квартала текущего года 17,6%. Эти же факторы оказывают пресс и на другие отрасли народного хозяйства. В то же время ситуация в каждом из секторов транспортного комплекса имеет свою специфику и проблематику. Попробуем отследить ее на примере отдельных сегментов.

Состояние украинского автопропрома без преувеличения критическое. Отрасль отчаянно борется за выживание. По данным ассоциации Укравтопром, за первые пять месяцев этого года выпуск авто в стране снизился в 11,7% раза против соответствующего периода прошлого года, всего произведено не более 1927 автомобилей. При этом все легковые авто, изготовленные в мае, сошли с конвейера ПАО ЗАЗ.

Резкое падение уровня жизни населения, вызванное рекордным обвалом нацвалюты, фактическое обнищание большинства украинцев на фоне подорожания предметов первой необходимости, не говоря уже об автотранспорте, превратили для большинства граждан приобретение даже подержанного авто в несбыточную мечту. Когда речь идет о покупке лекарств по жизненным показаниям, об автомашине уже вообще не думаешь. Кроме того, многие работающие граждане отягощены огромными зарплатными долгами – по состоянию на 01.06.2015 г задолженность по выплате зарплат превысила 1,8 млрд грн, сообщает Госкомтат.

Сайт From-UA приводит удручающую статистику: по количеству автомобилей на душу населения Украина находится на 83-ем месте среди государств мира – 158 ед авто на 1000 чел. Это в два раза меньше российского показателя – 317 ед, не говоря уже о странах Европы – примерно 600 ед – и Соединенных Штатах – 810 ед.

В значительной степени такое положение обусловливается повышенными ценами на иномарки в Украине в сопоставлении со странами их производства. Исключительная дороговизна импортных авто объясняется, как считают эксперты, акцизами и таможенными сборами. Причем в обозримой перспективе ситуация не улучшится, поскольку политика властей направлена, прежде всего, на наполнение доходной части бюджета, а не на увеличение зарубежных поставок автотранспорта и развитие отечественной промышленности, в том числе и автомобильной. В итоге даже те украинцы, для кого машина не является предметом недосягаемой роскоши, в основном отдают предпочтение подержанным авто, а легковой автотранспорт, эксплуатируемый в стране, — один из наиболее старых в сравнении с другими государствами. Его средний возраст – более чем 18 лет. В ФРГ – в пределах 9 лет, в США – 11 лет.

В создавшихся условиях большинство украинцев вынуждены пользоваться общественным транспортом, но и он характеризуется едва ли не предельным уровнем износа. Парк трамваев и троллейбусов за истекшие четверть века обновлялся незначительно и 80% его состава, произведено в предпоследнюю декаду прошлого века. Кроме того, число машин уменьшилось в два раза. Обстановку не может улучшить и масса таксомоторов, заменившая целый ряд ликвидированных маршрутов гортранспорта. В качестве примера можно привести, плохой внешний вид, постоянно растущие цены на проезд и низкое качество сервиса маршруток столицы.

Говоря об автотранспорте, нельзя не остановиться на кризисном состоянии дорожного хозяйства. 98 тыс км из 117 тыс км районных и поселковых дорог в стране нужен капитальный ремонт. При этом руководство отрасли в основном озабочено поддержанием в хорошем состоянии государственных и междугородних трасс, а также идущих к аэропортам и другим объектам стратегического назначения. В итоге в рейтинге состояния автодорог, включающем 144 государства, Украина занимает постыдное 130-ое место. Вслед за ней следуют Мозамбик, Ливия и Гвинея.

Большие проблемы у железнодорожной сети Украины. Ее значительная часть – около 10 тыс км – досталась стране еще с дореволюционных времен. Отдельные отрезки дорог электрифицированы, но сами железнодорожные пути не рассчитаны на современные стандарты, в том числе на перемещение новых сверхтяжелых или скоростных составов, например, поездов хюндай или же трансконтинентальных грузовых.

Большинство пассажирских поездов эксплуатируются еще с советских времен и сервис в них оставляет желать много лучшего. Многие украинцы, заплатившие немалые суммы за билеты в купированных вагонах или СВ, сталкиваются с низким уровнем услуг и устаревшими интерьерами купе, нуждающимися в срочном ремонте. Последнее особенно характерно для составов, курсирующих на периферии страны.

В то же время украинские железные дороги пользуются большим вниманием властей по сравнению с автопромом и дорожным хозяйством. Год тому назад были начаты преобразования железнодорожной отрасли, одобрено постановление о создании ПАО «Украинская зализныця», включающего госадминистрацию железнодорожного транспорта «Укрзализныця», шесть железных дорог, а также предприятия и организации железнодорожной сети общего пользования. По информации на пресс-конференции министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, до начала осени предусматривается завершение процесса формирования АО на базе госадминистрации железнодорожного транспорта Украины «Укрзализныця». Реформы нацелены на достижение прозрачности и эффективности работы отрасли, а также обеспечение конкуренции.

Как сообщил директор по реформированию, имущественной и правовой политике «Укрзализныци» Евгений Кравцов в интервью агентству Интерфакс-Украина, уже подготовлен законопроект о железнодорожном транспорте, который будет регламентировать изменения в секторе железнодорожных перевозок и в структуре управления. Главная задача – развитие государственных железных дорог и их эффективное партнерство с приватными перевозчиками. Не решены также вопросы государственного дотирования пассажирских перевозок (в частности, на компенсацию проезда льготников пока выделяется не более 30% требуемой суммы), предоставления государством средств на модернизацию подвижного состава, справедливого тарифообразования.

Подводя итог, отметим: успех украинской евроинтеграции невозможен без решения транспортных проблем, бесперебойное и результативное функционирование транспорта, развитие коммуникаций – важный критерий прогресса страны в целом. Отсюда необходимость подготовки соответствующей государственной программы, обеспеченной должным финансированием.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*