Как ремонтируются дороги в Украине?

Ремонт дорог в Украине

По-настоящему хороших дорог у нас только несколько. На карте ниже они обозначены зеленым. С запада на восток это дорога Чоп-Киев, которая за столицей переходит в трассу Киев-Харьков.

Дороги Украины

С севера на юг можно относительно нормально доехать с Чернигова до Киева, и дальше по дороге вечной реконструкции — в Одессу. Плюс еще несколько трасс, среди которых стоит отметить «варшавскую» на Коростень-Сарны-Ковель и «московскую» на Батурин-Глухов.

Если вы из них нечаянно съехали: привет СТО! Можно легко влететь в неожиданную яму. Даже когда вы знаете, что дорога плохая, но наконец-то появляется нормальный кусок асфальта, у вас нет сил ползти 40 км/ч и вы жмете на газ.

“Вот черт!” — кричите вы, но уже поздно. Яма внезапно появилась словно ниоткуда, и шина разорвана в клочья. Хорошо, когда только шина.

Карта Состояния автодорог Украины», разработанная командой сайта «Дороги Украины», хорошо показывает состояние дел.

Ездить по большинству дорог возможно на скорости менее 70 км/ч, остальными вы будете ползти — 30-40 км/час.

Почему так случилось?

Одна из причин — фуры, которые вызывают нешуточные нагрузки на дорожное покрытие. При этом грузовиками в Украине перевозится пятая часть от всех товаров.

С 2006 года количество грузовых автомобилей у нас возросло в 2,5 раза.

По данным Мининфраструктуры, большинство отечественных дорог способна выдерживать нагрузку не более 7 тонн на ось. Обычно грузовой автомобиль имеет 2-3 или 5 (фура с прицепом) осей.

Лишь 24% дорог рассчитаны на грузовые авто весом до 36 тонн. И только 2% украинских трасс не разрушаются (по утверждению, напомним, министерства), если ими проедет тяжеловесная фура — до 40 тонн.

Другая причина — хроническое отсутствие средств на ремонт и низкое качество ремонтов.

“К сожалению, в последние годы Госагентство автодорог переживает критическое недофинансирование, — пожаловались в Укравтодоре. — Средства поступают по остаточному принципу, что делает невозможным планирование работ на несколько лет вперед.”

В результате — половина автодорог в Украине уничтожена и требует немедленного капитального ремонта.

Также нужно проводить реконструкции, ведь 2% дорог предназначенных для тяжеловесных фур — это ничто.

Количество грузовых автоперевозок ежегодно увеличивается. Украина стремится использовать свой транзитный потенциал, поэтому постоянно ограничивать движение грузовиков — не выход.

Однако ежегодно эти грузовики уничтожают «остатки» дорог.

Когда перестали ремонтировать дороги?

В Мининфраструктуры утверждают, что с 2011 по 2015 годы реконструкцию и капитальный ремонт дорог почти не проводили. Осуществляли только плановое латание дыр.

В целом на протяжении упомянутых четырех лет отремонтировали не более 2 тыс. км. При этом минимальная годовая потребность — 5 тыс. км.

С каждым годом недостаточный ремонт дорог и неправильная эксплуатация привели к тому, что все украинские дороги не отвечают современным требованиям прочности и ровности.

В 2016 году ситуация немного изменилась, но продолжают проводить лишь текущий средний ремонт.

Объемы работ увеличились, но не достигли минимальной потребности. Если же не выполнять минимальные нормы, в ближайшее время не останется вообще хороших дорог, придется восстанавливать всю сеть.

Почему не проводят надлежащий ремонт?

Строить и ремонтировать дороги — дорого. Цена в каждом конкретном случае может различаться в разы.

Для понимания порядка цифр приведем пример: Винницкий автодор взял у государства 159 тысяч грн за ремонт 7 км дороги Кинашев-Клебань-Ладыжин. Этот путь территориального значения Т 0237 соединяющей райцентры, он узкий и не приспособлена для движения тяжелых фур, поэтому ремонт — дешевый.

Год назад чиновники Мининфраструктуры говорили, что для восстановления всех дорог ежегодно нужно выделять от 50 до 100 млрд грн в течение 10-20 лет.

В этом году на ремонт дорог из всех источников финансирования предусмотрено 10,4 млн грн.

Возьмем для примера недавно завершен ремонт дороги в окрестности города Острог, дорога регионального значения Р-05 Городище – Ровно – Староконстантинов.

Председатель Ровенского областного совета Александр Корнийчук рассказал о том, как удалось осуществить ремонт этой автодороги:

“Дорога была аварийной, особенно зимой. Нужно было внести ее в списки ремонта дорог на текущий год, ведь она является дорогой государственного значения и распоряжается ею Укравтодор.

Год назад я начал активно лоббировать данный вопрос. Общались с многими людьми. С министрами, профессиональными чиновниками, также помогал мне в этом нардеп Юрий Вознюк. Мы уже и не надеялись что ремонт завершат в этом году. Но нас было услышано”.

17 ноября 2016 года во время Дня Инфраструктуры были утверждены постановления, которые создают законодательные условия для передачи дорог на места. Это позволит местным советам самим определять уровень приоритетов.

Какие меры нужно принимать?

Как всегда, все «упирается» в деньги. Именно хроническое недофинансирование привело к тому, что 74% дорог с твердым покрытием — в ужасном состоянии.

В утвержденных в ноябре 2016-го законах предусмотрено создание и функционирование целевого фонда финансирования дорожной отрасли.

По словам назначенного в октябре в.а. председателя Укравтодора Славомира Новака [бывшего министра інфраструктуриПольщі], действующий дорожный фонд «даст возможность внедрения принципа сети, где все крупные города Украины будут между собой качественно соединены».

Во-вторых, надо строить по современным стандартам и технологиям, используя качественные материалы.

Украинские дорожники вполне способны это делать: упомянутая в начале материала автомагистраль М-06 на Батурин-Глухов ремонтировала киевская фирма еще в 2007 году. Этот путь до сих пор почти в идеальном состоянии, несмотря на суровые погодные условия Черниговской и Сумской областей.

Когда на автобанах Германии появляются ямы и выбоины, их не ремонтируют латанием дыр (часто под дождем), а проводят капитальный ремонт сразу большого участка. Что в разы увеличивает срок эксплуатации и экономит — в длинной перспективе — немалые средства.

В-третьих, после проведенных работ нужно защищать свои дороги от перевозчиков, которые не придерживаются весовых норм. Нужно устанавливать большие штрафы, ведь после поездок перегруженных фур придется где-то брать деньги на дорожный ремонт.

В 2015 году Министерство инфраструктуры разработало стратегию реформирования и развития дорожной отрасли.

Документ, в частности, предусматривал децентрализацию систему управления автомобильными дорогами общего пользования — передать в распоряжение областных властей дороги местного значения, вместе со средствами на их содержание. Соответствующий закон ВР приняла 17 ноября 2016 года.

Планировалось разделить полномочия заказчика и исполнителя работ. Ведь и заказчиком и исполнителем, и контролером выступало Государственное агентство автомобильных дорог Украины.

Сейчас, как сообщили ТЕКСТАМ в Укравтодоре, исполнители работ определяются в ходе тендеров. При этом учреждение перешло на электронную систему закупок Prozorro.

Заказчиком дорожных работ выступает Укравтодор — как балансодержатель дорог общего пользования (государственного значения).

Функции контроля на сегодня лежат на работниках областных филиалов Укравтодора, а также на ГП «Доркачество».

Поскольку средства в Укравтодор поступают по остаточному принципу, это делает невозможным планирование работ на несколько лет вперед.

Поэтому было предложено создать Дорожный Фонд: средства с акцизов на топливо, ввоз нефтепродуктов будут напрямую поступать в Укравтодор и распределяться между всеми областями. Эта идея также была поддержана Верховной Радой.

Как сообщили в Укравтодоре, строительство платных дорог в ближайшее время не предвидится:

«Главной задачей агентства на следующие несколько лет есть полное восстановление и приведение к европейскому уровню существующей государственной сети дорог.

Позднее с возрождением экономики возрастет интенсивность транспортных потоков и появится спрос на более быстрое транспортное сообщение. Тогда и возникнет предпосылка для интереса инвесторов такими проектами.

Сейчас мы находимся на подготовительном этапе – поиск оптимальных направлений будущих дорог для концессии по привлечению инвестиций».

P. S. В декабре 2016 года руководитель Укравтодора Славомир Новак сообщил, что 97% дорог Украины – в плохом состоянии, а более половины из 17 тысяч автомобильных мостов – аварийные. Из бюджета-2016 на ремонт дорог было использовано более 8 млрд грн, в целом отремонтировано около 900 км

P. P. S. В январе 2017 года министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что в этом году планируется отремонтировать 2-2,5 тыс. км автомобильных дорог и 80 мостов.

P. P. P. S. Вчера премьер-министр Владимир Гройсман анонсировал масшабне строительство новых автодорог с апреля 2017 года. Одним из приоритетных проектов станет магистраль, которая соединит Львов с Одессой.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*