Дональд Трамп готовится нанести экономический удар

Дональд Трамп Дональд Трамп

В экономике Дональд Трамп делает ставку на лозунг «Америка — прежде всего» и планирует введение таможенных барьеров. Если его замысел воплотится, это станет существенным ударом по глобальной экономике, предостерегают эксперты.

В интегрированной мировой экономике таможенные барьеры не имеют больше никакого экономического смысла. Так, по крайней мере, считает глава Кильского института мировой экономики Деннис Сновер. «Они лишь повышают издержки и стоимость, а экономического эффекта от них — практически никакого. Это поняли все, кроме Дональда Трампа», — отмечает эксперт.

Еще во время своей предвыборной кампании Трамп подвергал сокрушительной критике страны, которые экспортировали в США, чем завозили товаров и услуг с лейбой «made in U. S. A». Мексика — на первом месте в этом «черном списке» Трампа. Теперь американский президент планирует ввести 20-процентный таможенный сбор на все товары, которые завозятся из Мексики и реализуются на рынке США. Администрация в Белом доме ожидает от этого шага многомиллиардных поступлений, часть которых, как планируется, пошла бы на финансирование сооружения железо-бетонной стены на границе с Мексикой.

В принципе, от такой таможенной политики выиграть могли бы только традиционные неэффективные отрасли американской промышленности, считает эксперт Сновер, указывая, например, на черную металлургию. Не говоря уже о том, что такие шаги со стороны Вашингтона противоречили бы нормам международного торгового права. «То, что такая важная страна как США открыто начинает торговую войну, — крайне опасно для свободной торговли, торговли со многими участниками», — предостерегает генеральный секретарь Международной торговой палаты (ICC) Оливер Возраст.

Следующая Германия?

Не исключено, что, помимо Мексики, новый президент США намерен наказать и другие страны за удачную стратегию экспорта на американский рынок. По крайней мере, на это весьма прозрачно намекнул представитель Трампа Син Спайсер: «Мы предпочитаем повысить ставки ввозной пошлины на импорт из тех стран, с которыми имеем отрицательный торговый баланс». Так же как и в случае с Мексикой в Сенате США сейчас обсуждают другие страны, как говорится в пакете.

Критика звучит не только в сторону любимого врага Дональда Трампа — Китая, но и Германии. Среди американцев произведенные в Германии товары в цене. Прежде всего ценятся немецкие автомобили и запчасти к ним. Кроме того, как на производстве, так и во время ремонта и строительства американских дорог широко применяются станки и другая техника из Германии. Так, 2015-го года объемы экспорта из Германии в США почти вдвое превысили объемы импорта из-за океана. Только Китай опережает Германию в вопросе негативного торгового сальдо Соединенных Штатов.

Немецких экономистов уже сейчас волнует политика Белого дома учитывая приведенные данные. Президент Института экономических исследований при Мюнхенском университете Клеменс Фюст вообще предостерегает от ужасных последствий полного прекращения торговых отношений между США и Германией. По приведенным им в издании Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung данным, можно говорить о потере 1,6 миллиона рабочих мест.

Значительно больше, чем товары

Введение ввозных пошлин на произведенную в Германии продукцию стало бы существенным ударом. Ведь, согласно официальной статистике, в США и до сих пор считаются важнейшим рынком сбыта для Германии. 2015-го года на экспорт в страну-форпост капитализма приходилось около 10 процентов немецкого экспорта.

Но и этим все не закончится. Так сложилось исторически, что экономики двух стран очень сильно взаимосвязаны. Для многих немецких предприятий иметь свое представительство в США — просто неотъемлемая часть программы развития предприятия. Так же немало немецких компаний имеют производственные мощности в США или инвестирующих средства в новые заводы и фабрики. Ведь не просто так США занимают беспрекословное первое место в рейтинге стран с наибольшим объемом прямых немецких инвестиций.

К примеру, крупнейшие производственные мощности немецкого производителя автомобилей — концерна BMW — сосредоточены не в Баварии, а именно в Южной Каролине. В общем 3,5 тысячи немецких предприятий имеют дочерние компании на американском рынке. Объемы оборотов этих предприятий статистика внешнеторгового баланса не отражает, но вполне возможно, что выручка впоследствии возвращается в Германию, где и сосредоточены штаб-квартиры немецких концернов.

Поэтому, если дойдет до эскалации торговых отношений между США и Германией, то на кону стоит гораздо больше, чем просто товары. На вопрос относительно последствий такой себе американо-немецкой торговой войны Деннис Сновер ответил: «Честный ответ: нам это неизвестно». Однако, по его мнению, гораздо важнее станут косвенные последствия. «В экономическом плане мир крайне интегрирован, поэтому если другие страны обложат ввозной пошлиной и они меньше будут экспортировать, то впоследствии они сократят импорт из Германии», — объясняет экономист.

Китай не имеет быстрого плана Б

Здесь хорошим примером может служить Китайская Народная Республика. Для Германии Китай становится все более важным в экономическом плане. В конце прошлой недели Немецкая промышленно-торговая палата (DIHK) обнародовала обновленный отчет, согласно которому, КНР теперь — важнейший торговый партнер Германии. Эта новость изрядно порадовала немецких экспортеров. В то же время США, которые некогда считались традиционно партнером номер 1, опустились в рейтинге сразу на третье место.

Впрочем, надежды, что централизованно управляемая экономика Китая сможет быстро заменить собой США — ошибочны, считает эксперт Деннис Сновер. «Те товары, которые экспортируются в США, это — не то, что экспортируется в Китай», — говорит он. Хотя эксперт и не исключает, что в будущем Поднебесная может стать еще более важным торговым партнером, чем теперь, «но не стоит думать, что там существует безграничный спрос на немецкие товары». Кстати, говорит эксперт, именно Китай должен был бы стоять на первом месте в списке стран, в отношении которых Трамп планирует ввести ввозные пошлины. Если до этого действительно дойдет, то и экономика КНР тоже испытывает замедление темпов развития. А сокращение темпов производства достаточно быстро скажется и на ориентированной на экспорт немецкой экономике, резюмирует эксперт.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*