Автопром Украины по итогам полугодия

В июне текущего года в Украине несколько возросло автопроизводство и улучшилась ситуация в сфере автопродаж, свидетельствуют статданные. На положение в автопроме, прежде всего, оказали положительное влияние стабилизация нацвалюты и улучшение потребительских настроений граждан. Так, индекс потребительских настроений украинцев в июне достиг 48,8, на 3,3 п превысив майский показатель, показывают результаты исследования, ежемесячно проводимого компанией GfK Ukraine и обнародованного ее пресс-службой.

Индекс целесообразности совершения крупных покупок находился в июне на уровне 57,2 (майский результат улучшен на 8 п). В то же время индекс инфляционных ожиданий в первом летнем месяце опустился на 9,4 п, составив 172,6. Украинцы стали больше доверять гривне – индекс девальвационных ожиданий утратил 4,2 п, снизившись до 128,4.

Вместе с тем результаты исследования, проведенного компанией TNS в Украине (представлены изданием Вести), дают другую картину: с начала кризиса количество бедняков возросло в стране в шесть раз, число состоятельных украинцев сократилось на 30%, только каждый десятый житель страны может позволить себе приобрести крупную бытовую технику и авто, количество таких людей сократилось вдвое.

Поэтому говорить о появлении долговременной тенденции роста показателей автопрома пока преждевременно. На отрасли продолжают негативно сказываться общий спад экономического сектора страны, а также утрата рынков сбыта на Донбассе и в аннексированном РФ Крыму – ранее на эти регионы приходилось до 25% всех автопродаж в Украине.

По оперативным данным ассоциации Укравтопром, за июнь автозаводами страны выпущено 1 254 средств транспорта (рост против мая, когда было произведено 442 ед транспорта, на 183,7%). Это на 1,1% превышает показатель того же месяца прошлого года – 1 240 ед. Легковых автомобилей сошло с конвейера в июне 1 029 ед (рост на 256,1% по сравнению с предыдущим месяцем и на 2% против июня истекшего года), коммерческих авто – 139 ед (увеличение на 32,4% и на 33,7% соответственно), автобусов – 86 ед. Последний показатель на 79,2% больше майского этого года, но на 32,3% меньше июня прошлого года.

Вместе с тем в целом по итогам первого полугодия текущего года в автопроизводстве продолжается тенденция спада – изготовлено 3 181 ед автотранспортной техники, снижение на 86,7% в сопоставлении с соответствующим периодом 2014 г. Выпуск легковых авто не превысил 2 289 ед (спад на 89,9%), коммерческих – 644 ед (-21,9%), автобусов – 248 ед (-45,3%).

Основной объем июньского выпуска легковых авто произведен Запорожским автозаводом (875 ед, в мае – не более 289 ед). 154 легковых автомобиля изготовлены в июне ЧАО «Еврокар» (находится в с. Соломоново Ужгородского района Закарпатской обл, в июне возобновило функционирование после остановки в мае). На других автопредприятиях республики легковые авто в первом месяце лета не производились.

Июнь также продемонстрировал некоторые позитивные изменения на авторынке. Как сообщила ассоциация Укравтопром, в данном месяце реализовано 3 372 новых легковых авто (рост на 12,6% по сравнению с маем). В то же время против июня 2014-го спрос на легковые авто снизился в 1,8 раза.

Лидером июньских продаж стала Toyota, машин данной марки куплено 502 ед. Это на 22% меньше того же месяца прошлого года. 20% продаж обеспечила модель RAV4, ее приобретали чаще всего.

Вторая позиция – у Renault, реализовано 376 авто, превышены показатели продаж не только мая этого года, но и на 59% июня 2014-го. Примерно 50% составила модель Logan. Она заняла первое место по популярности на отечественном рынке новых легковых авто по результатам июня.

За Renault следует отечественная марка ЗАЗ – продано 254 ед (падение в сопоставлении с прошлым годом на 50%), самая популярная модель – Sens (около 45% всех реализованных в июне ЗАЗов). Она же находилась на втором месте по востребованности среди покупателей.

Четвертое и пятое места у марок Nissan и Mazda соответственно.

В целом по итогам первого полугодия текущего года продано 17 203 ед новых легковых авто, что на 70% меньше аналогичного периода 2014 г.

Как отмечают эксперты, решающим фактором для потенциальных автовладельцев в нынешних условиях является цена. При выборе авто покупатели также обращают внимание на стоимость эксплуатации автомобиля, пишет еженедельник Деловая столица. Даже состоятельные граждане отдают предпочтение уже не внедорожникам, имеющим большие объемы двигателя и потребляющим много топлива, а экономичным авто, расходующим мало горючего и уверенно передвигающимся по плохим дорогам.

Сохраняется проблемная ситуация на рынке автокредитования. Против докризисного 2013 г число займов сократилось на 80%. По словам эксперта по автокредитованию UniCredit Bank Александра Мурзина, наиболее часто банки предоставляют кредиты на семилетний срок под 21%. В то же время сами финучреждения отдают предпочтение краткосрочным ссудам – на трехлетний период. Ужесточаются условия: заемщик в обязательном порядке теперь должен иметь справку об официальных доходах. Отдельные банки сводят к минимуму кредитование в районах, близких к территории АТО.

Эксперты по-прежнему осторожны в своих прогнозах относительно дальнейшего развития авторынка, связывая их, главным образом, с ценовым фактором. В свою очередь, автотранспортные средства могут подешеветь в случае ликвидации ныне действующих дополнительной пошлины на ввоз авто и спецпошлины. Тогда число реализованных машин увеличится на 5-10 тыс ед. Итоги текущего лета вряд ли порадуют автодилеров, незначительные всплески автопродаж будут обусловлены сезонностью и маркетинговой политикой компаний.

В целом же ситуацию в автопроме обусловят положение гривни и политико-экономическая обстановка в стране.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*