Чрезвычайное положение в энергетике: очередная страшилка или неизбежный шаг?

Чрезвычайное положение в энергетике

Из-за блокирования поставок угля из «ДНР-ЛНР» запасы антрацитового угля в Украине стремительно сокращаются. Минэнерго рекомендует ввести чрезвычайное положение в энергетике. Что это означает на практике?

За считанные недели в ряде регионов могут возникнуть проблемы с электроснабжением?

Из-за блокирования активистами и политиками поставки антрацитовых углей, которое добывается на неконтролируемых правительством территориях Донбасса, его запасы на украинских складах сокращаются. По словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Игоря Насалика, угля хватит менее чем на месяц. «Запасы надо срочно пополнять», — констатировал министр, выступая на заседании Антикризисного энергетического штаба в понедельник, 13 февраля. Он предложил правительству на ближайшем заседании проголосовать за введение чрезвычайного положения в энергетике. Время истекает, однако на заседании 14 февраля этот вопрос не поднимался.

При этом директор государственного предприятия «Национальная энергетическая компания «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук отмечает, что по негативному сценарию остатков антрацитовых углей хватит лишь на два недели. Он выступает за немедленное введение чрезвычайного положения в энергетике, который позволит Укрэнерго в ручном режиме распределять производство электроэнергии в объединенной энергосети. «Это решение кабмина позволяет команде «Укрэнерго» за диспетчерской командой в любое время приостанавливать, уменьшать или увеличивать генерацию. Других законных путей регулировать это и распределить нагрузку на систему между станциями в зависимости от имеющегося угля, нет», — сообщил Ковальчук и добавил, что такие меры помогут «растянуть»те остатки антрацитового угля до 40 дней.

Почувствует ли потребитель?

Чиновники настаивают, что после этого, если блокада поставок угля не будет снята, украинцам следует готовиться к отключениям электроэнергии, а соответственно и тепла. Особенно это касается Донецкой, Днепропетровской, Киевской, Харьковской областей. В этих регионах ТЭС работают именно на антрацитовой группе угля, которое до этого завозилось с неподконтрольных правительству территорий Донецкой и Луганской областей. «Поскольку у нас не будет покрытия пиковых нагрузок, мы будем вынуждены перейти к віяльних отключений, а это в свою очередь будет касаться экономических процессов, промышленных потребителей», — сообщил Игорь Насалик.

Для перевода ТЭС на уголь с подконтрольных территорий понадобится не менее двух лет

Зато эксперты достаточно скептичны в отношении таких апокалиптических заявлений чиновников. Они указывают на то, что в Украине достаточно генераций, чтобы «подстраховать» ТЭС, работающих на антрацитовому угле и без отключений электроэнергии и тепла завершить отопительный сезон. «АЭС у нас полностью не загружены. Два блока стоят в резерве, потому что есть диспетчерские ограничения на объем энергосистемы. У нас перепроизводство электроэнергии атомными станциями. Плюс отпало два гигаватта, которые Украина поставляла в Крым, и все это можно использовать», — говорит эксперт по атомной энергетике Ольга Кошарная. Также, по ее словам, за снежную зиму, украинские гидроэлектростанции способны генерировать большие мощности, чтобы закрыть «дырки» с антрацитовим углем.

Благодаря энергетическим резервам украинские потребители не почувствуют перебоев со светом и теплом, считает и старший аналитик, эксперт с энергетических рынков компании Dragon Capital Денис Саква. «Чрезвычайное положение в энергетике население может и не заметить. Это в первую очередь касается балансировки энергосистемы в целом, чтобы держать под контролем ситуацию с поставками угля», — говорит Саква.

Больше, чем энергетика

Подобные меры вводились в Украине и в 2014, однако не так громко, как сейчас. Именно поэтому эксперт энергетических программ Центра Разумкова Виктор Логацький считает, что в настоящее время ведение чрезвычайного режима в энергетике инициировано, чтобы оказать психологическое давление на активистов, которые время от времени блокируют ввоз угля с неподконтрольных территорий. «Это чрезвычайное положение вводится для разблокирования путей – чтобы договориться с блокировщиками и дать им дополнительные аргументы, чтобы они добровольно ушли с железнодорожных путей. Если не удастся договориться, то возможен силовое давление на них», — прогнозирует Логацький.

Отрицают риски от блокады и политики, которые ее поддерживают. Как передает Интерфакс-Украина, заместитель председателя Верховной Рады Украины Оксана Сыроед назвала «манипулятивными» заявления членов правительства о снижении запасов угля вследствие блокады железнодорожных путей в Донецкой и Луганской области. Сыроед представляет партию «Самопомощь», которая выступает за разрыв торговых связей с оккупированными территориями. «Мы знали, что это будет происходить, будут манипулировать низким запасом угля, чтобы давить на блокаду, Хотя на самом деле запасы угля на станциях гораздо больше», — сказала вице-спикер на пресс-конференции в Харькове в понедельник. Сыроед подчеркнула, что Украина не должна зависеть от поставок угля с оккупированных территорий.

Есть ли альтернатива антрацитовому углю?

Зато правительство делает акцент на угрозах, которые несет для экономики блокирование поставок антрацитового угля. «Если теряется угля, останавливаются блоки, которые работают на угле, это означает, что 30 процентов энергетики страны просто останавливается», — заявил премьер-министр Украины Владимир Гройсман.

Эксперты успокаивают: резервы есть

В минэнерго уверяют, что сейчас уже есть проекты по переоборудованию блоков с антрацитового на газовое угля, которые позволят уменьшить потребление антрацита с 9 до 6 миллионов тонн в год. На завершение этих проектов Украине, по оценкам правительства, нужно минимум два года.

В то же время бывший член Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЄКП) Андрей Герус считает, что чиновники лукавят, когда заявляют о безальтернативности антрацитового угля. Он убежден, что правительству стоит начать заключать международные контракты на импорт антрацитового угля, для прохождения следующего отопительного сезона. «Если хочешь найти альтернативу, нужно два года. Все можно завершить за полгода. И тогда в долгосрочной перспективе вполне возможно обойтись без угля с Донбасса. Но для этого нужна политическая воля», — сказал Герус.

Независимо от ситуации на Донбассе, эксперты советуют сокращать долю угля в производстве электроэнергии. В частности, в этом заключается одна ключевых тезисов новой энергетической стратегии Украины, которую для министерства энергетики разработали эксперты Центра Разумкова и Института стратегических исследований.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*