Доживет ли Порошенко до очередных президентских выборов?

Петр Порошенко Петр Порошенко

Обещать — не значит сделать. Баллотируясь на пост президента Украины, Петр Порошенко одержал победу в первом туре, манипулируя войной и общественным мнением народа, который желал лишь мира и благополучия. Завершить АТО на Донбассе «за часы», продать свой бизнес, ввести безвизовый режим со странами ЕС, провести реформы, посадить коррупционеров, перекрыть «оффшоры», взыскать с России репарации за Крым… И вместо выполненных обещаний имеем третий год войны, тысячи убитых и искалеченных украинских солдат, мирного населения, обнищание народа, торгуем с оккупированными Россией территориями и поставляем им товары…

Какие последствия может иметь такая ситуация для самого гаранта? Удержится ли Порошенко на своем посту до очередных выборов президента? Об этом «World News» рассказали политический эксперт Юрий Сиротюк, директор «Института глобальных стратегий» Вадим Карасев, общественный и политический деятель Дмитрий Корчинский, директор по стратегическому планированию социально-инжинирингового агентства Сергей Гайдай и народный депутат трех первых созывов Виктор Шишкин.

Что повлекло снижение рейтинга президента Порошенко?

Вадим Карасев:

Во всех ключевых политиков рейтинги невысокие. Это не более 20%. Что у Порошенко, что у других кандидатов на президентскую номинацию, то есть на реальное участие в президентских выборах. Это проблема не только Порошенко. Учитывая тот факт, что в Украине ни один президент не был успешен, то это проблема украинской политики. У нас Кравчук не добыл срока – досрочно были прекращены его полномочия. Он вынужден был согласиться на досрочные президентские выборы. Кучма в нас, хотя и добыл два срока, второй срок прошел под знаком скандала с Гонгадзе, а потом был Майдан 2004 года. Ющенко – один срок, но все время в течение этого срока он находился под угрозой импичмента и с мизерным рейтингом закончил свою каденцию. Янукович вообще сбежал из страны.

У нас никогда президентов не было высоких рейтингов. Потому что страна такая. Она, во-первых, не президентско-центричная. Во-вторых, власть всегда была слабая и низкий уровень доверия к власти в целом в стране всегда был. Слабость президентов иногда была производной от силы общества. В-третьих, украинский народ имеет достаточно высокий коэффициент анархичности, произвола. Не случайно атаманщина, махновщина, колиивщина, партизанщина всегда характеризовали украинскую политику. Это мы видим сегодня наглядно на многих примерах. Мы не Туркменистан, не Беларусь и не Россия, где есть авторитарная президентская вертикаль, которая обеспечивает себе высокие рейтинги. Это тоже надо понимать. Поэтому, низкий рейтинг президента — это, с одной стороны, свидетельством того, что у нас страна не авторитарно-центричная, а анархо-центричная. Если проанализировать, то сегодня наибольшим доверием пользуется армия и церковь.

Учитывая нынешнюю ситуацию в стране, добудет ли Порошенко свой срок?

Юрий Сиротюк:

С самого начала прихода к власти Януковича говорили, что, возможно, он не попадет во второй срок следующих президентских выборов. И все для этого делалось. Что касается Порошенко, то сегодня он категорически обрушил свою общественную легитимацию. То есть уровень доверия к Порошенко от президентских выборов в 2014-м году и на середину действия президентского срока является катастрофическим. Это очень плохо для страны, которая находится в войне, потому что во время войны президент является не просто гарантом соблюдения Конституции, а он еще и является верховным главнокомандующим. И слабость президента ослабляет государство. И это очень плохо. Я хотел бы здесь отметить, что это не подрывная работа «шатунов», общества наибольшим «шатуном» работает сама Банковая, которая сегодня, так же, как и Янукович, делает огромную ошибку, боится собственного народа. Президент должен опираться на народ. Если в ближайшее время президенту не удастся восстановить эту коммуникацию, ну то он, очевидно, полноценного первого срока не добудет.

Как по мне, лучшим вариантом сейчас могли бы быть досрочные президентские и парламентские перевыборы. Соответственно, президент должен был бы подтвердить свою общественную легитимацию, доверяет ему общество.

Очевидно, что сейчас слабая позиция Порошенко в обществе. Это ослабляет Украину как государство. Это подрывает состояние армии. И здесь вопрос не в том, досидит ли не досидит Порошенко. Здесь важно, чтобы Украина сохранилась, как государство. Но то, что сегодня катастрофически подорвано доверие ко всем институтам власти, — так быть не может. Соответственно, власть должна была бы что-то делать, чтобы эту ситуацию изменить. Но, как на меня, то он опаздывает постоянно. Президент мог бы сохранить доверие к себе, когда вовремя отправил Яценюка в отставку. Затем он должен был бы распустить парламент и провести перевыборы. Поскольку он проявляет такую политическую жадность и ничего не хочет менять, соответственно сегодня весь антирейтинг сконцентрировался на нем. Поэтому в нынешней ситуации я не вижу никаких перспектив досидеть ему до второго тура кроме одной – если он установит диктаторский режим и будет душить все формы протеста.

Дмитрий Корчинский:

Сказать очень трудно, потому что события, подобные тем, которые отстранили Януковича от власти, трудно спрогнозировать. Скажем, дух извечной стихии не включается в рамки политологических парадоксов. Но хотелось бы, безусловно, чтобы эта добрая традиция закрепилась украинская. Чтобы хотя бы два-три следующих президенты, включая Порошенко, были устранены народными восстаниями от власти. Это именно то, что нужно украинскому обществу для хорошего функционирования, для становления.

Что может повлечь отставку? Это бунт в собственной верхушке. Много уже кто, даже из партнеров по коалиции, партнеров по власти, недовольны Порошенко. Справедливо или несправедливо – это уже другой момент. Но, собственно говоря, кажется, что не доволен никто. Также в последнее время не очень хорошие отношения Порошенко не только, например, с Трохимовим и Аваковым, но и с Гройсманом и Грицаком. Это те люди, которых он привел на должности. Но даже они не довольны в целом. И я понимаю, что Порошенко не доволен ими. То есть, отношения Порошенко со всеми другими людьми, которые осуществляют власть в Украине на высоких должностях, сейчас не безоблачны и они ухудшаются.

Вадим Карасев:

Революция или Майдан наступает не под давлением и влиянием массового народного недовольства, а тогда, когда возникает синергия между расколом в элитах и народным недовольством. Само по себе народное недовольство ни к чему не приводит, если власть консолидирована и не имеет раскола в элитах, когда нет внутренней элитной борьбы в правящей группе.

Янукович почему проиграл? Потому что он допустил нарастание противоречий в середине своей команды между различными группами влияния. И он не удержал эту ситуацию между противоречиями в своей команде. Поэтому произошел раскол элит. Олигархи и остальные члены команды были недовольны тем, что активы, власть, реформы «подминает» под себя группа старшего сына Януковича – Александра Януковича и Арбузова. Они тогда уже начали усиливать и поддерживать народное недовольство.

Порошенко, пока, действует намного грамотнее. И вряд ли будет допускать ошибки Януковича, понимая, что это для него опаснее. Это не столько народное недовольство, а раскол элит. Ибо раскол элиты приводит к тому, что многие кто начинает играть в свою игру. И более того, начинает поддерживать и оформлять народное недовольство в массовые политические протесты.

Классическая теория революций говорит о том, что революция наступает именно тогда, когда происходит раскол в элитах. А когда этого нет – есть просто народное недовольство, нищету, разного рода локальные бунты, блокады. Но того, что называется революцией, в форме Майдана или в других формах, этого еще не происходит.

Влияет блокада ОРДЛО на рейтинг президента?

Юрий Сиротюк:

Очевидно, что блокада влияет. Общество понимает, что президент говорил о том, что у нас война, о солдатах, а сегодня он говорит, что с оккупантами надо торговать. И это в обществе убивает его имидж как Верховного главнокомандующего. Общество воспринимает его как торгаша, бизнесмена. Это ключевая проблема и она, конечно, делигітимізує его. Да и не только это. Очень много моментов, когда общество и Порошенко оказывается по разные стороны баррикад. А сегодня ключевая опора президента в Украине – доверие украинского народа, а также сильная армия и флот. Никакие там зарубежные гранты, пособия международные, войска этого не дадут. И то, что Порошенко разными такими ситуациями с Насіровим, с блокадой потерял доверие к себе – это его ключевая проблема. Как он должен это доверие вернуть, сказать очень трудно, потому что он постоянно опаздывает. Еще раз отмечу, вовремя бы отправил в отставку Яценюка — и не было бы такого обвала. Вовремя провел бы перевыборы парламента, не было бы такого обвала. Поскольку он этого вовремя не делает, ну и имеет проблемы.

Дмитрий Корчинский:

Безусловно, вся нынешняя власть показывает себя с худшей стороны и это очень видно. Вот собственно, похоже на то, что эта блокада понемногу перерастает в 3-й Майдан. То есть, мы все ожидали, что третий Майдан начнется там же, где и первые два, а оказалось, что начинается он на востоке. То есть, то все вполне может перерасти в общенародное восстание.

Сергей Гайдай:

Любые действия в политическом смысле, особенно, когда президент это комментирует, вызывая у общества смех, недовольство, например, о собачью будку, влияют на его рейтинг. Но мне кажется, что там такой рейтинг, что более уже не на что влиять.

Обещания президента закончились в 2014-м году. С того времени ни одно обещание не выполнено.

Виктор Шишкин:

Влияет уже сам факт разговоров власти о разгоне блокадников. В своем юридическом заключении по поводу блокировки я написал, что народ прибег к выполнению тех функций государства, которые не выполняют носители государственной власти. То есть порошенки, гройсманы, парубии. Они преступно не выполняют свои обязанности, поэтому народ вынужден был прибегнуть к таким действиям. Они (власть) являются провокаторами тех действий, которые происходят у нас на востоке сегодня. Потому что у нас нет линии разграничения, у нас есть линия фронта. А линия фронта не пересекается торговыми караванами.

Отсутствие реформ, заоблачные тарифы, обнищание населения… сможет Ли это стать предпосылкой для массовых незадоволень среди украинцев?

Юрий Сиротюк:

На самом деле, недовольство народа есть огромное. Оно уже переросло из состояния недоверия к власти в состояние злости. Вообще, это очень опасное состояние, потому что если разочарование и недоверие имеют способность атрофии, могут рассеиваться, то состояние злости – это когда энергия собирается в кулак. Это неизбежно приведет к социальным катаклизмам. Другой вопрос, это будет социальный взрыв, который может уничтожить страну, неосознанный бунт, неосмысленный, безсенсовий, который перекинется в поджоги, погромы, уничтожение государственности, или это будет продолжение Революции Достоинства. И здесь очень бы не хотелось повторять историю 100-летней давности, когда, борясь против своей власти, приводили чужую, еще худшую. Поэтому здесь, в данном случае, для патриотической общины, патриотической позиции очень важно, чтобы она могла возглавлять эти революционные процессы. А то, что они неизбежны, — это 100%. Не может так быть, что не будет социальных волнений. Более того, любой спичка (общество сейчас, как копа сухого сена), может привести к огромному пожару. Мы видим, как общество реагирует на Насирова. Мы видим, как общество реагировало на исчезновение Гончаренко. Поэтому для власти это такой серьезный сигнал. Протесты будут. Но важно, чтобы они были осознанные, осмысленные и позитивные.

Дмитрий Корчинский:

У нас все предыдущие беспорядки происходили из идеальных причин. Людей никогда не удавалось поднять за их материальные интересы. Скажем, против тарифов, за повышение зарплат. А вот ради таких эфемерных вещей типа, как демократия, честные выборы, евроинтеграция, справедливость, удавалось поднять. Люди поднимались именно за это. То есть, можно ожидать, если 25 лет было так, то, вероятно, что и следующие 25 лет будет так. Люди поднимутся на самом деле не против тарифов. Люди уже поднялись против самой идеи, что можно торговать с врагом. Это идеальная тема справедливости в войне и это ради нашей победы над нашим извечным врагом. Хотя коррупционеры, мародеры — они же значительно ближе… Но, тем не менее, люди поднялись ради этого. Вероятно, все-таки, что борьба против грабительских тарифов и против отсутствия реформ будет побочным. А основной — национальная идея.

Сможет ли так называемый «винницкий клан» отсрочить эти события и повлиять на рейтинг президента? Или его ждет судьба «донецкого клана»?

Юрий Сиротюк:

На самом деле нет единого «винницкого клана». То, что излишне много винницких при власти, действительно свидетельствует о появлении определенного клана при власти. Более того, это очень странный клан, потому что президент вокруг себя выбирает или менеджеров из «Рошена», или менеджеров из его автомобильного концерна «Богдан». Так государственную политику не делают. Но на самом деле эти люди не являются настолько цельные, как у Януковича. У Януковича людей в кучу собрала нажива, временный бренд и пиар. Соответственно, мы видим, что иногда Гройсман занимает свою позицию. Я бы на месте президента не мог надеяться и прочно опираться на винницкий клан. Я думаю, что они его бросят при первых симптомах краха, они все его сдадут.

Дмитрий Корчинский:

Вероятно, что на рейтинг президента повлиять уже невозможно. Но пробовать оттягивать события, безусловно, могут. Способ простой. Порошенко продержаться у власти долго очень просто. Надо перестать воровать, разорвать дипломатические и торговые отношения с врагом, начинать добросовестно выполнять функции Верховного главнокомандующего и начать бороться с коррупцией в государстве. Но поскольку на эти шаги он никогда не сможет уйти, то, вероятно, что рейтинг его будет и в дальнейшем снижаться. У него такая природа. Люди же поступают не так как выгодно, не так, как это целесообразно, а в соответствии с собственной природой. То есть «крыса крисятнічає не от того, что голодная, а от того, что крыса».

Виктор Шишкин:

Нет таких кланов. Есть хорошие и плохие люди. К большому сожалению, Украине не повезло. Все время у нас при власти плохие люди. Начиная с Кучмы и заканчивая сегодняшним президентом. Я их всех зову «птенцы гнезда Кучмы». Кучма их всех породил, а мы до сих пор не можем даже понять, что все это «кучмизм».

Вадим Карасев:

Это очень условно — «винницкий клан». Так, Гройсман из Винницы, но Аваков не из Винницы, он из Харькова, Ложкин из Харькова, Яценюк из Черновцов. Здесь такой однозначности, как было с «донецким кланом» нет. Хотя там тоже были и «макєєвські», и «енакиевские», «донецкие» и т.д. Но никто не разбирался в этих нюансах – донецкие и донецкие. В то же время команда у Порошенко более географически разнообразна.

Возможен ли импичмент Порошенко?

Юрий Сиротюк:

Импичмент невозможен по двум причинам. Первая – отсутствие закона об импичменте – это ключевая причина. Второе – импичмент президента необратимо приведет к перевыборам парламентских и президентских. А нынешние парламентарии держатся своих депутатских кресел, как вши за кожух. Соответственно, нужно две вещи: действительно принять закон, ведь юридически процедура не существует. То есть право есть, а реализации этого права пошагово нет. С другой стороны, нынешний парламент будет до последнего держаться. Их оттуда разве вынести можно будет.

Если предположить, что перевыборы будут, кто был бы главным конкурентом Порошенко или новым лидером?

Юрий Сиротюк:

Сегодня трудно говорить о конкурентном поле, потому что уровень доверия к политикума крайне низкий. Поэтому будут пытаться создать очередного идола через массированную пропаганду, олигархические СМИ, с любого, с любого желтого и вонючего сделают очередную конфету и завернут в очередную обертку.

Здесь очень важно, чтобы все-таки сегодня побороть ту систему массовой дезинформации общества, чтобы конкурировали идеи, конкурировали стратегии и программы. Ну и конечно хотелось бы, чтобы наконец государство возглавил националист. Последние процессы объединения в правом лагере, национально-патриотическому, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что это единственная оппозиция, которая имеет твердую поддержку людей, это действенная оппозиция, и эта оппозиция четко знает, что делать. Так бы конечно хотелось, чтобы в случае перевыборов народ наконец выбрал своего президента-националиста, а не вновь ему (ред. народу) по телевизору выбирали какого-нибудь очередного «миротворца».

Дмитрий Корчинский:

И у нас, я думаю, миллионы четыре людей, которые могли бы быть конкурентами Порошенко. У Порошенко за полгода до выборов был рейтинг 2%. У нас людей, которые имеют рейтинг больше, чем 2%, полно в стране. Здесь просто должно сложиться. Возьмите любого политика, у которого рейтинг не ниже, чем проходной партийный – 5%. Вот каждый может быть конкурентом Порошенко в том случае, если какие-то владельцы СМИ сосредоточатся на его поддержке.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

1 Comments

  1. Не знаю, подминал ли там кто-то что-то при прошлой власти, но жизнь в стране была явно стабильней и адекватней.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*