Почему Россия интенсивно стягивает войска к западным границам

Российские войска Российские войска

Снова участились новости о стягивании русскими войск к своим западным границам, в частности, и с Украиной. Увеличилось количество воинских частей вблизи белорусско-украинской границы, под Ростовом, а также в Крыму. Украинские чиновники предполагают, что наш северо-восточный сосед готовится к широкомасштабным военным действиям.

Это подтверждают и коллеги из стран НАТО, которые наблюдают наращивание российской армии и у своих границ. Какова на самом деле вероятность нападения России на Украину, или, например, на страны Балтии и пойдет на большую открытую войну Кремль?

Обучение или интервенция?

Россия только в последние недели сосредоточила вблизи границ с Украиной более 18 тысяч военнослужащих, а также 1370 танков и боевых бронированных машин, около 300 артиллерийских систем и систем залпового огня, около 700 боевых самолетов и вертолетов, 24 боевых корабля и большое количество другой военной техники. Об этом заявил первый заместитель министра обороны Иван Руснак на недавнем заседании Межпарламентского совета Украина-НАТО.
Россияне готовятся к масштабным российско-белорусских учений «Запад-2017», запланированных на сентябрь. При этом, Руснак не исключает, что территория Беларуссии может быть использована для вторжения с севера, «строится и железнодорожная магистраль в обход Украины».

Планы учений «Запад-2017» предусматривают, в частности, масштабную переброску сил из России в Беларусь с использованием более 4000 железнодорожных вагонов. «Такие масштабные перемещения могут свидетельствовать о планах российской стороны перебросить на территорию Беларуссии значительную часть личного состава недавно сформированной I гвардейской танковой армии Западного военного округа и развернуть там большую военную группировку», — предположил первый заместитель министра обороны Украины. А еще украинские военные опасаются, что после завершения учений РФ не выведет с белорусской территории дополнительный контингент, создавая постоянную угрозу нападения на Киев. Также на днях, как сообщала Правда Украины, премьер Владимир Гройсман выразил обеспокоенность наращиванием армии РФ на территории Крыма. «Сегодня это уже сверхмощная военная база, потенциал которой наращивается, в том числе в ядерном направлении», — подчеркнул он.

В то же время, волонтерская группа InformNapalm указывает на накопление живой силы и техники в Ростовской области: в частности, по меньшей мере два танковых батальона в конце марта были сюда передислоцированы из Буденновска (Ставпропольський край). Также они только что получили новые танки Т-72Б3.
В Южном военном округе РФ продолжается переформирование нескольких мотострелковых полков. И хотя им не хватает личного состава для полного комплекта, сформированые отдельные тактические группы иногда перебрасывают к границе с Украиной (расположение некоторых частей можно увидеть на интерактивной карте, созданной волонтерами).

Похоже, что Кремль демонстративно «играет мускулами» и пытается восстановить «советскую военную мощь» даже ценой снижения уровня жизни собственных граждан.

«Последние действия России указывают на возможное начало нового этапа российской военной угрозы Украине, а также Беларуссии, странам Балтии или даже Кавказа. Не исключено, что российская власть готовится к новой широкомасштабной военной операции», — об этом в статье для Atlantic Council пишет эксперт Американского совета из заграничной политики Стивен Бланк.

По его данным, в течение 2016 года Россия создала 25 новых дивизий и 15 бригад, при этом увеличив количество военных лишь на 10 тысяч человек. По мнению эксперта, это может означать, что Россия ставит целью подготовиться к длительной широкомасштабной войне, используя советскую модель, при которой регулярная армия состояла лишь из частей, которые образовывали ее «костяк». Полноценно личный состав набирался только при массовой мобилизации.
Бланк также обратил внимание на то, что во время прошлых учений «Кавказ 2016» и других прошлогодних маневров Москва отрабатывала модели мобилизации, привлечения резервистов и развертывание соответствующей инфраструктуры.

НАТО усиливает страны Балтии

Беспокойство украинских военных разделяют и представители Альянса: в частности, там принимают меры реагирования на информацию литовской разведки, которая предусматривает возможность вторжения войск РФ на их территорию в течение 1-2 суток.

В НАТО отмечают, что проблему нехватки кадров для комплектования полноценных бригад Россия решает путем формирования батальонно-тактических групп (БТГ, каждая из которых насчитывает 700-800 хорошо подготовленных военных). Если в 2015 году таких групп насчитывалось 66, то в прошлом – уже 96, а в нынешнем – 115. За год их должно быть 125, к тому же, такие БТГ будут иметь поддержку авиации и танков.

Вместе с тем, развертывание в Калининградской области ракетных комплексов «Искандер», береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион» (некоторые из них способны поражать цели и на земле) и появление корветов, вооруженных крылатыми ракетами «Калибр» вместе с крупномасштабными «внезапными» учениями может означать ориентацию России на быстрые военные действия.

«Россия на данный момент способна начать боевые действия против стран Балтии в течение 24-48 часов. РФ стремится создать в регионе военный потенциал, с которым можно будет выполнить военную операцию без длительного подготовительного периода, ограничивая способность противника эффективно реагировать», — предупреждают НАТОвцы.

Способна ли Россия к полномасштабной войне?

Над таким вопросом размышляет военный экспрет Алексей Арестович. В заметке на своей странице в Facebook он отмечает, что из созданных в РФ около 65 бригад каждая сможет выставить разве что одну утрированную БТГ – это почти втрое меньше ожидаемого.
Проанализировав действие санкций и подготовке «узких» специалистов вроде снайперов, эксперт приходит к выводу, что:
«Российская армия, государство, общество и сейчас не готово к «широкомасштабной войне», а с сохранением и усилением санкций будут готовы еще меньше.
К «чести» российских военных специалистов, они это прекрасно понимают. И пока российская пропаганда усиленно запугивает наивных украинцев и европейцев ужасной и страшной, могучей «российской военной угрозой», они сформировали единственную возможную в данных условиях глобальных доктрину применения своей военной машины:

Четко идти в концепции частей и соединений в постоянной готовности, постепенно увеличивая их количество до пределов, которые повлечет подсанкционная экономика и общество.

Эта логика позволяет, как справедливо указывают литовские специалисты, без предварительных организационно-мобилизационных мероприятий (или их минимуме) внезапно начинать наступательные боевые действия. Американская военная кампания в Ираке-2 (2003 год) показала, как можно достичь оперативной внезапности в, казалось бы, насквозь понятной и прозрачной ситуации, когда союзные силы перешли в наступление на армию Хуссейна практически с режима повседневных действий. Война с Грузией (2008) доказала необходимость очень быстрой военной реакции — до наступления политических последствий, и остановилась на пятые сутки, когда Запад наконец решил на это среагировать. Таким образом, российские стратегические замыслы о наступательном применении своих вооруженных сил предполагают:
— достижение оперативной внезапности,
— захват определенной территории (районов / объектов),
— инициирование политических торгов о судьбе захваченного — под громкие крики о провокации со стороны потерпевших, необходимости защиты мирного населения, «гуманитарный кризис», мире и самоопределении народов, как это было сделано в Крыму. Весь расчет на медленный коллективно-демократический ход принятия решений на Западе и неготовность страны-жертвы к немедленному отпору — по той же причине. Российская силовая и пропагандистская, дипломатическая машина действительно готовится к наступательным действиям против своих соседей — в первую очередь Прибалтики, Белоруссии, Украины, Закавказья, Казахстана. Но не в варианте «широкомасштабной войны», которую она просто не выдержит, а в весьма специфическом виде — в виде краткосрочного мини-блиц-крига, продолжительностью не более одного-двух десятков суток. В условиях общей западной цивилизационной, военной, экономической и социальной преимущества — только такая стратегия и работает.

Большую войну они не потянут и они это прекрасно знают. Набеги на соседей — так, частями постоянной готовности, после мощной предыдущей информационно-психологической обработки объекта нападения / и союзников, подготовки, которая может длиться годами. А от большой войны, как они считают, их берегут РВСН.

… В общем, я бы посоветовал руководству стран — объектов потенциальной российской агрессии перестать регулярно запугивать свое население «новыми русскими дивизиями» (эти «дивизии» все равно никогда не будут наполнены), а сосредоточиться на решении основной задачи — приведения своих государств в состояние постоянной готовности к отражению внезапного, но очень ограниченного в силах и целях, нападения. В случае такого столкновения все будут решать не столько имеющиеся ресурсы, сколько скорость их введения в действие».

Мы также попросили прокомментировать шаги России о наращивании войск вблизи наших границ военного эксперта, экс-сотрудника Генштаба Олега Жданова:

Сегодня это больше похоже на нагнетание ситуации. Почему? Потому сейчас в РФ не та ситуация, чтобы думать о полномасштабном вторжении в Украину, или какие-то страны, например, Балтии.

Относительно балтийских стран, там все просто и понятно: напомню, сейчас там стоит бригада Бундесвера, которая является составной войск НАТО. Она прибыла туда, как только страны Балтии начали требовать выполнения статьи 5 устава НАТО о защите интересов каждого члена Альянса. Как вы думаете, готова ли РФ еще раз столкнуться с Бундесвером на поле боя? Я думаю, что не готова – чтобы немцы еще раз проехались до Москвы и обратно.
С Беларуссией вопрос отпадает, потому что она де-факто уже оккупирована российскими войсками. На полигоне под Могилевом строится военная база войск РФ и там находится группировка численностью до 8 000 человек с ударной авиацией. Они там находятся с 2014 года. То есть, говорить о какой-то экспансии в Беларусь уже нет смысла – она состоялась уже давно. И Лукашенко может только делать красивые заявления по поводу независимости Беларуси. Вопрос там уже решен.

С Украиной сложнее: мы очень большая страна для ведения полномасштабной войны. И чтобы напасть, нужно создать ударную группировку, с учетом резервов, как минимум в полмиллиона человек. В противном случае военная кампания попросту не будет иметь смысла.

На самом деле сегодня в России происходят немного другие процессы. Есть инсайдерская информация, что на полигоне под Ростовом Моздокская бригада грузится в эшелоны и в срочном порядке перебрасывается обратно в Моздок. То есть, Кавказ закипает, известно, что происходит в Дагестане сейчас. И сил Россгвардии откровенно не хватает, чтобы стабилизировать ситуацию. Поэтому войска не то что наращиваются, а наоборот – затягиваются от нашей границы.
Путин на перспективу создает две полевые армии на наших границах (8-м и 20-ю), но за три года он смог набрать в их ряды аж 10 тыс. лиц. Так, на бумаге армии созданы оперативные штабы этих армий и дивизий также созданные, но не более того. На сегодня сформирована 150-я дивизия из состава 8-й армии и одна танковая бригада в составе 20-й. Все. То есть, реальной возможности – без объявления мобилизации – развернуть масштабное группировки и набрать запасов военно-технического имущества по меньшей мере на три месяца ведения боевых действий этой группировкой мы сегодня не наблюдаем. Поэтому говорить о какой-то полномасштабную военную экспансию я бы не стал.

Говорят, что дивизии будут доукомплектованы по советскому сценарию – благодаря мобилизации. Это возможно?

Чтобы так сделать, нужно вернуть Советский Союз. Почему? Потому что тогда была какая-то сознательность, дисциплина и страх ответственности среди населения. На сегодня эти протестные настроения, которые были организованы в 26 крупных городах России под руководством их спецслужб, возглавляемые Навальным, были сделаны только для одного – чтобы реально увидеть градус социального напряжения в российском обществе. Эти протестные настроения показали, что объявленных 84% — такого рейтинга у Путина на самом деле нет. И на сегодня я не думаю, что РФ вообще в состоянии объявить мобилизацию и завтра собрать полумиллионную армию.

Сейчас у Путина совершенно другие проблемы, ему надо думать, как удержать власть. Потому что олигархи могут расшатать ситуацию, или начнется война на Кавказе (а там уже Дагестан фактически на пороге военных действий), или через террористические угрозы устроят социальный взрыв в каком-то городе. Поэтому о какую-то военную подготовку для вторжения в какую страну я бы сегодня не говорил.

У нас под боком еще есть военный контингент в Приднестровье, об угрозе которого зимой предостерегал Порошенко. Он представляет для нас какую-то опасность?

Это на самом деле миф, который раздули наши политики, начиная, к сожалению, от президента и заканчивая последним депутатом. Что такое Приднестровье – это одна неполная бригада, три тысячи военнослужащих, которая не имеет серьезных военных запасов (максимум 2-3 дня ведения боевых действий). Мы держим на этой границе в два с лишним раза больше войск, чем это группировки. Наконец, Приднестровье – это анклав, и вообще, оно не признано, и существует лишь благодаря тому, что Украина предоставляет свою территорию для транзита, в том числе и грузов военного назначения. Поставки этой группы войск идет через нашу территорию – железной дорогой, автотранспортом. Через что у нас, кстати, были непростые отношения по крайней мере с предыдущим руководством Молдовы. Как будут сейчас развиваться события – не знаю, надо посмотреть. Но это группировки – это просто смешно, мы можем в любой момент прекратить его существование, поэтому я бы его даже не рассматривал.

Достаточно большую группировку войск РФ в Крыму – его уменьшат или как-то используют?

В Крыму отдельная ситуация. Согласно соглашению между Украиной и Россией о пребывании Черноморского флота РФ на территории Крыма, численность контингента не должна превышать 25 тыс. лиц. И Путин на момент аннексии Крыма нарастил его до 23-24 тыс., то есть не превысил договорные обязательства – на всякий случай, чтобы в мире его не обвиняли. На сегодня группировка там остается примерно в той же численности. Единственное – меняется его качественный состав: части ВДВ заменяют на ракетные дивизионы, артиллерийские бригады, танковые батальоны и тому подобное. Однако, группировки хотя и будет находиться в Крыму, но увеличиваться не будет, потому что Крым просто больше не потянет войск.

Кроме того, в любой момент Украина может закрыть транзит по своей территории для грузов и товаров общего назначения — в плане поставки топлива, техники, продовольствия и тому подобное. Ведь, фактически, Крым существует за счет предоставления нашего транзита — мы поставляем туда продукты питания, газ, свет и частично воду.

А еще не забывайте такое политический вопрос: если на Донбассе РФ ведет боевые действия под лозунгом «Нас там нет», и это можно списать на действия неких боевиков, сепаратистов, то Крым на сегодня – это «территория РФ», которую они признали, и которая входит в Южный федеральный округ. Поэтому любое военное действие со стороны Крыма в отношении материковой Украины – это открытая война России с Украиной.

Открытого военного столкновения не допустят ни Запад, ни Вашингтон. Никто не захочет, чтобы еще раз прокатилась волна мировой войны по Европейскому континенту. И Путин это прекрасно понимает. Если он хотя бы попытается сдвинуть войска с Крыма, то такое решение, как отключение России от банковской системы SWIFT произойдет автоматически. Поэтому я бы Крым как угрозу военной экспансии России для нас не рассматривал. Потому что политическая ситуация не позволяет это сделать России ни под каким соусом.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*